«Уголовный закон суров, но справедлив» — Чуприс о законопроекте по вопросам уголовной ответственности

­­Президент внес в Парламент законопроект «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности»

«Любая власть на то и власть, на то называют ее и элитой общества, чтобы идти немножко впереди народа и показывать тот путь, по которому этот самый народ вместе с этой властью должны двигаться», — отмечал Глава белорусского государства на торжественной церемонии подписания решения республиканского референдума в марте 2022 года. И подчеркивал: «Нам предстоит заново выстроить иерархию нормативных правовых актов». Ныне можно смело констатировать: иерархия эта в целом выстроена. Но совершенствование продолжается: белорусское законодательство — не застывшая архитектура, а живая и чуткая система, что называется, «от земли». 8 августа Президент внес в Парламент законопроект «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности».

Экспертный подход

Разработкой законопроекта занималась специально созданная при Администрации ­­Президента рабочая группа. Как сообщила пресс-служба ­­Президента, с учетом установок Главы государства, данных 11 января на совещании по отдельным вопросам совершенствования законодательства об уголовной ответственности, рабочая группа провела системный анализ норм уголовного и уголовно-процессуального законов. По его результатам выработаны и реализованы в рамках законопроекта ряд норм, которые позволят судам более гибко подходить к вопросам назначения наказания с учетом общественной опасности преступления и личности виновного. О них журналистам рассказала заместитель Главы Администрации ­­Президента Ольга Чуприс:

— Мне бы хотелось обозначить несколько моментов, связанных с поставленными ­­Президентом 11 января этого года задачами, направленными на то, чтобы судам дать большую возможность индивидуализировать наказание для лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Второе — посмотреть, насколько наш закон гуманен по отношению к отдельным категориям лиц и все ли мы учитываем при назначении наказания таким категориям, как несовершеннолетние, семьи с детьми, одинокие мужчины и женщины, воспитывающие детей в возрасте до 14 лет, инвалиды I и II группы.

Также ­­Президент поставил задачи посмотреть на предмет выполнения уголовным законом предупредительной и воспитательной функций, отметила заместитель Главы Администрации ­­Президента:
— Этот микст и обусловил работу, которую проводила под эгидой Администрации ­­Президента межведомственная рабочая группа. Основным принципом, который был обозначен ­­Президентом и реализовывался этой группой, являлся следующий: уголовный закон суров, но справедлив. Его справедливость — это не только жесткие санкции, это в том числе разные санкции, дающие возможность суду применять наказание, исходя из всех условий совершенного преступления и личности самого правонарушителя. Все это и легло в основу рабочей группы, работавшей над законопроектом, — и внесенные в законопроект корректировки как раз и реализуют поставленные задачи.

Гуманизация уголовного закона

Говоря конкретно об отдельных направлениях и новациях законопроекта, Ольга Чуприс пояснила:

— Мы работали в нескольких направлениях. Первое — глобальная ревизия санкций. По ее итогам  
скорректированы санкции 97 составов преступлений. Корректировка, в свою очередь, проходила в нескольких направлениях, одно из которых касалось дополнения альтернативными, более мягкими видами наказаний 65 составов преступлений. 
Как правило, это преступления менее тяжкие и не представляющие большой общественной опасности. Но были затронуты и другие виды.

Еще одно направление работы было оценкой санкций с точки зрения устранения дисбалансов, сообщила заместитель Главы Администрации ­­Президента:

— Имеется в виду, что схожие по степени общественной опасности преступления должны иметь одинаковое санкционное обеспечение. Условно говоря, если совершены мошенничество в составе организованной группы лиц и кража в составе организованной группы лиц, санкционное обеспечение должно быть одинаковым, то есть санкции должны быть равнозначными. Если речь идет о засорении вод и загрязнении атмосферного воздуха, также должно быть одинаковое санкционное обеспечение этих категорий преступлений.

Еще одно направление работы связано с гуманизацией уголовного закона, добавила Ольга Чуприс. Оно касается случаев применения лишения свободы.

— В частности, мы предлагаем рассмотреть Парламенту, и ­­Президент одобрил этот подход, возможность неприменения лишения свободы к несовершеннолетним, к женщинам и одиноким мужчинам, воспитывающим детей в возрасте до 14 лет или детей-инвалидов, а также к инвалидам I и II группы, если они совершили преступление, не связанное с посягательством на личность, или не совершили экстремистские преступления. Такой же подход предложен и в отношении заключения под стражу этой же категории лиц. Кроме того, предусматривается озвученная ­­Президентом на совещании обязанность бывших осужденных трудо­устроиться, учитываемая при применении амнистии, снятии судимости. Это очень важное обстоятельство, которое следует учитывать при применении этих институтов, — для того чтобы такие лица были интегрированы в обществе и таким образом ресоциализировались.

Баланс справедливости

Заместитель Главы Администрации ­­Президента назвала еще одно очень важное направление, которое касается вопросов профилактики и снижения конфликтности в семейных отношениях: нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение вреда близким родственникам или членам семьи виновного лица, будет предполагать возбуждение уголовного дела лишь при наличии заявления. То есть оно переводится в разряд частно-публичного преступления. Ольга Чуприс резюмировала:
— Весь этот комплекс позволяет сказать, что белорусское законодательство в определенной мере гуманизировано, и в этом нет ничего плохого. Но мы говорим не просто о гуманизации, а о достижении баланса в уголовно-правовых санкциях. 
Кстати, возможности для такой балансировки уголовного закона видел и Верховный Суд. Надо сказать, что дисбалансировка сложилась на протяжении 24 лет реализации уголовного закона ввиду того, что в Уголовный кодекс, например, вносились множественные корректировки. И, усиливая уголовно-правовую охрану одних общественных отношений, мы порой упускали из виду другие. Показательный пример: на сегодняшний день уголовный закон корректировался около 1000 раз, это очень много. Поэтому ­­Президент и говорил о необходимости «прошерстить» весь закон — и дать возможности судам для индивидуального вынесения решений.

Законопроектом предлагается по вопросам уголовной ответственности за наркопреступления закрепить альтернативные более мягкие наказания в виде ареста (на срок до трех месяцев) за приобретение или хранение наркотиков, ограничение свободы за разовые случаи их сбыта. А также сократить нижний размер наказания за сбыт наркотиков в составе организованной группы с 10 до 8 лет лишения свободы (верхний размер остается неизменно жестким — до 20 лет лишения свободы). Заместитель Главы Администрации ­­Президента пояснила:

— Рабочая группа ориентировалась на комплексные установки Главы государства: внимательно посмотреть на несовершеннолетних, в их отношении прежде всего проводить так называемую практическую профилактику, как говорит ­­Президент. Правоохранителям надо работать на упреждение вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.  
При этом ­­Президент, даже говоря о гуманизации, либерализации, ни в коем разе не допускает снижения уровня и степени борьбы с преступностью! Как раз напротив. Если говорить о борьбе с наркотиками, ­­Президент постоянно подчеркивает необходимость работы правоохранителей на категорическую борьбу с этим злом.  
Для этого правоохранителям в первую очередь, как говорит ­­Президент, необходимо ловить и привлекать к ответственности организаторов этого преступного умысла. Второе — блокировать сайты, посредством которых распространяются наркотики и вовлекаются несовершеннолетние в этот процесс.

При этом у судов зачастую нет возможности, исходя из обстоятельств дела, назначить в отдельных случаях наказание, не связанное с лишением свободы, добавила она:

— Речь не идет о повальном неприменении лишения свободы ко всем, кто вовлечен в эту сферу. Речь о том, что судам необходимо дать возможность индивидуально подходить к каждому случаю. И прежде всего, как говорит ­­Президент, посмотреть на детей, на степень их вовлеченности в этот процесс. Было ли совершение преступления случайным или же это определенная закономерность и неоднократность? Для того, чтобы приговоры были справедливыми, и необходимы определенные альтернативы для суда.

Истинное народовластие

Будут ли предлагаемые изменения вынесены на общественное обсуждение? Отвечая на этот вопрос журналистов, Ольга Чуприс сообщила:

— ­­Президентом поставлена задача направить проект в Парламент. Парламентариям — обсудить данные новации, особенно это касается резонансных, с гражданами, судьями, следователями, прокурорами на местах. ­­Президент не исключает, что данный законопроект будет доработан.  
Поучаствовать в его обсуждении могут и граждане, потому что в ближайшее время в соответствии с установленными правилами данный законопроект будет размещен на Национальном правовом Интернет-портале. 
Замечу, в последнее время у нас наметилась тенденция, четко обозначенная Главой государства, — вовлекать народ в принятие государственных решений. Это закреплено в Конституции, люди активно откликаются и много присылают предложений. Кстати, многие новации как раз исходят из предложений, которые мы получаем с мест. Мы учитываем все пожелания граждан, готовы на них отзываться — и готовы так или иначе интегрировать их в уголовно-правовые нормы.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter