«Любая власть на то и власть, на то называют ее и элитой общества, чтобы идти немножко впереди народа и показывать тот путь, по которому этот самый народ вместе с этой властью должны двигаться», — отмечал Глава белорусского государства на торжественной церемонии подписания решения республиканского референдума в марте 2022 года. И подчеркивал: «Нам предстоит заново выстроить иерархию нормативных правовых актов». Ныне можно смело констатировать: иерархия эта в целом выстроена. Но совершенствование продолжается: белорусское законодательство — не застывшая архитектура, а живая и чуткая система, что называется, «от земли». 8 августа Президент внес в Парламент законопроект «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности».
Экспертный подход
Разработкой законопроекта занималась специально созданная при Администрации Президента рабочая группа. Как сообщила пресс-служба Президента, с учетом установок Главы государства, данных 11 января на совещании по отдельным вопросам совершенствования законодательства об уголовной ответственности, рабочая группа провела системный анализ норм уголовного и уголовно-процессуального законов. По его результатам выработаны и реализованы в рамках законопроекта ряд норм, которые позволят судам более гибко подходить к вопросам назначения наказания с учетом общественной опасности преступления и личности виновного. О них журналистам рассказала заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс:— Мне бы хотелось обозначить несколько моментов, связанных с поставленными Президентом 11 января этого года задачами, направленными на то, чтобы судам дать большую возможность индивидуализировать наказание для лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Второе — посмотреть, насколько наш закон гуманен по отношению к отдельным категориям лиц и все ли мы учитываем при назначении наказания таким категориям, как несовершеннолетние, семьи с детьми, одинокие мужчины и женщины, воспитывающие детей в возрасте до 14 лет, инвалиды I и II группы.
Также Президент поставил задачи посмотреть на предмет выполнения уголовным законом предупредительной и воспитательной функций, отметила заместитель Главы Администрации Президента:
— Этот микст и обусловил работу, которую проводила под эгидой Администрации Президента межведомственная рабочая группа. Основным принципом, который был обозначен Президентом и реализовывался этой группой, являлся следующий: уголовный закон суров, но справедлив. Его справедливость — это не только жесткие санкции, это в том числе разные санкции, дающие возможность суду применять наказание, исходя из всех условий совершенного преступления и личности самого правонарушителя. Все это и легло в основу рабочей группы, работавшей над законопроектом, — и внесенные в законопроект корректировки как раз и реализуют поставленные задачи.
Гуманизация уголовного закона
Говоря конкретно об отдельных направлениях и новациях законопроекта, Ольга Чуприс пояснила:— Мы работали в нескольких направлениях. Первое — глобальная ревизия санкций. По ее итогам
скорректированы санкции 97 составов преступлений. Корректировка, в свою очередь, проходила в нескольких направлениях, одно из которых касалось дополнения альтернативными, более мягкими видами наказаний 65 составов преступлений.Как правило, это преступления менее тяжкие и не представляющие большой общественной опасности. Но были затронуты и другие виды.
Еще одно направление работы было оценкой санкций с точки зрения устранения дисбалансов, сообщила заместитель Главы Администрации Президента:
— Имеется в виду, что схожие по степени общественной опасности преступления должны иметь одинаковое санкционное обеспечение. Условно говоря, если совершены мошенничество в составе организованной группы лиц и кража в составе организованной группы лиц, санкционное обеспечение должно быть одинаковым, то есть санкции должны быть равнозначными. Если речь идет о засорении вод и загрязнении атмосферного воздуха, также должно быть одинаковое санкционное обеспечение этих категорий преступлений.
Еще одно направление работы связано с гуманизацией уголовного закона, добавила Ольга Чуприс. Оно касается случаев применения лишения свободы.
— В частности, мы предлагаем рассмотреть Парламенту, и Президент одобрил этот подход, возможность неприменения лишения свободы к несовершеннолетним, к женщинам и одиноким мужчинам, воспитывающим детей в возрасте до 14 лет или детей-инвалидов, а также к инвалидам I и II группы, если они совершили преступление, не связанное с посягательством на личность, или не совершили экстремистские преступления. Такой же подход предложен и в отношении заключения под стражу этой же категории лиц. Кроме того, предусматривается озвученная Президентом на совещании обязанность бывших осужденных трудоустроиться, учитываемая при применении амнистии, снятии судимости. Это очень важное обстоятельство, которое следует учитывать при применении этих институтов, — для того чтобы такие лица были интегрированы в обществе и таким образом ресоциализировались.
Баланс справедливости
Заместитель Главы Администрации Президента назвала еще одно очень важное направление, которое касается вопросов профилактики и снижения конфликтности в семейных отношениях: нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение вреда близким родственникам или членам семьи виновного лица, будет предполагать возбуждение уголовного дела лишь при наличии заявления. То есть оно переводится в разряд частно-публичного преступления. Ольга Чуприс резюмировала:— Весь этот комплекс позволяет сказать, что белорусское законодательство в определенной мере гуманизировано, и в этом нет ничего плохого. Но мы говорим не просто о гуманизации, а о достижении баланса в уголовно-правовых санкциях.Кстати, возможности для такой балансировки уголовного закона видел и Верховный Суд. Надо сказать, что дисбалансировка сложилась на протяжении 24 лет реализации уголовного закона ввиду того, что в Уголовный кодекс, например, вносились множественные корректировки. И, усиливая уголовно-правовую охрану одних общественных отношений, мы порой упускали из виду другие. Показательный пример: на сегодняшний день уголовный закон корректировался около 1000 раз, это очень много. Поэтому Президент и говорил о необходимости «прошерстить» весь закон — и дать возможности судам для индивидуального вынесения решений.
Законопроектом предлагается по вопросам уголовной ответственности за наркопреступления закрепить альтернативные более мягкие наказания в виде ареста (на срок до трех месяцев) за приобретение или хранение наркотиков, ограничение свободы за разовые случаи их сбыта. А также сократить нижний размер наказания за сбыт наркотиков в составе организованной группы с 10 до 8 лет лишения свободы (верхний размер остается неизменно жестким — до 20 лет лишения свободы). Заместитель Главы Администрации Президента пояснила:
— Рабочая группа ориентировалась на комплексные установки Главы государства: внимательно посмотреть на несовершеннолетних, в их отношении прежде всего проводить так называемую практическую профилактику, как говорит Президент. Правоохранителям надо работать на упреждение вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.
При этом Президент, даже говоря о гуманизации, либерализации, ни в коем разе не допускает снижения уровня и степени борьбы с преступностью! Как раз напротив. Если говорить о борьбе с наркотиками, Президент постоянно подчеркивает необходимость работы правоохранителей на категорическую борьбу с этим злом.Для этого правоохранителям в первую очередь, как говорит Президент, необходимо ловить и привлекать к ответственности организаторов этого преступного умысла. Второе — блокировать сайты, посредством которых распространяются наркотики и вовлекаются несовершеннолетние в этот процесс.
При этом у судов зачастую нет возможности, исходя из обстоятельств дела, назначить в отдельных случаях наказание, не связанное с лишением свободы, добавила она:
— Речь не идет о повальном неприменении лишения свободы ко всем, кто вовлечен в эту сферу. Речь о том, что судам необходимо дать возможность индивидуально подходить к каждому случаю. И прежде всего, как говорит Президент, посмотреть на детей, на степень их вовлеченности в этот процесс. Было ли совершение преступления случайным или же это определенная закономерность и неоднократность? Для того, чтобы приговоры были справедливыми, и необходимы определенные альтернативы для суда.
Истинное народовластие
Будут ли предлагаемые изменения вынесены на общественное обсуждение? Отвечая на этот вопрос журналистов, Ольга Чуприс сообщила:— Президентом поставлена задача направить проект в Парламент. Парламентариям — обсудить данные новации, особенно это касается резонансных, с гражданами, судьями, следователями, прокурорами на местах. Президент не исключает, что данный законопроект будет доработан.
Поучаствовать в его обсуждении могут и граждане, потому что в ближайшее время в соответствии с установленными правилами данный законопроект будет размещен на Национальном правовом Интернет-портале.Замечу, в последнее время у нас наметилась тенденция, четко обозначенная Главой государства, — вовлекать народ в принятие государственных решений. Это закреплено в Конституции, люди активно откликаются и много присылают предложений. Кстати, многие новации как раз исходят из предложений, которые мы получаем с мест. Мы учитываем все пожелания граждан, готовы на них отзываться — и готовы так или иначе интегрировать их в уголовно-правовые нормы.