Зачастую трагедии случаются в гараже, где не обеспечивается должный выход угарному газу
Сама коварность
— Угарный газ — это продукт неполного сгорания топлива. При вдыхании воздуха с высоким содержанием угарного газа в крови гемоглобин и угарный газ образуют карбоксигемоглобин. Гемоглобин уже не может выполнять свою основную функцию по доставке кислорода к тканям и головному мозгу. Организм погибает от удушья, — углубляется в биохимию Игорь Верлыго, заместитель начальника отдела общих экспертиз № 2 управления судебно-медицинских экспертиз ГКСЭ по Минску.
Коварность чистого угарного газа в том, что он не имеет ни цвета, ни запаха. Человек может почувствовать только запах самих выхлопных газов, в которые входит угарный газ. Отравление угарным газом не имеет специфических признаков и проявляется головной болью, тошнотой, рвотой, помутнением и в дальнейшем потерей сознания. Степень отравления зависит от концентрации угарного газа в салоне автомобиля и времени пребывания в нем водителя.
Типичный сценарий: муж ссорится с женой, идет в гараж заливать горе алкоголем, для обогрева заводит автомобиль, вместе с автомобильными выхлопами в гараже скапливается угарный газ… Наутро жена обнаруживает автомобиль с полностью выгоревшим топливом, разряженным аккумулятором и ключом в заведенном положении. В последние годы инцидентов в гаражах стало меньше. Положительную тенденцию Игорь Верлыго связывает с новой гаражной техникой для отопления:
— На смену солярочным пушкам от автобусов приходят пушки тепловые. Раньше при сгорании солярки, особенно у пола и в смотровых ямах гаражей концентрация угарного газа могла достигнуть значительной степени. Теперь люди пользуются тепловыми пушками с небольшим расходом топлива. Стандартное гаражное помещение 6 на 3,5 метра при нулевой температуре нагревается до 20 градусов за полчаса. Расход топлива — всего один стакан. То есть получить опасную концентрацию угарного газа от сгорания такого объема топлива нереально.
Занимающиеся авторемонтом в гараже зимой знают: машину нужно поставить багажником к выходу и открыть ворота. А еще лучше надеть длинный шланг на выхлопную трубу. Если в закрытом помещении минут 5—10 поработает двигатель, тем более когда он работает с неполным сгоранием топлива, то у человека начинается кашель и слезятся глаза, ему нечем дышать.
Сегодня вся отрасль автомобилестроения ориентирована на снижение токсичности выхлопных газов, в том числе и уровня СО. Для этого придуманы всевозможные катализаторы. Если поставить в один гараж «Жигули» с неотрегулированным двигателем, а в другой — любой автомобиль 2017 года выпуска, то шансы выжить в гараже номер два будут в разы выше.
На мой вопрос о том, возрастает ли вероятность отравления угарным газом в салоне в зависимости от того, работает автопечка или нет, эксперт отвечает:
— Если автомобиль имеет дефекты выхлопной системы, например, негерметичность соединения отдельных элементов и прогорание их стенок, а также плотности в салоне, то существует опасность заброса выхлопных газов в салон. При этом штатная система отопления сама по себе отношения к выхлопным газам и соответственно уровню угарного газа не имеет, поскольку работает по принципу теплообмена с охлаждающей двигатель жидкостью.
Смертельные дозы угарного газа могут появиться в машине в тот момент, когда водитель пытается переехать водное препятствие, например, глубокую лужу. Забуксовав, он сначала включает пониженную скорость и пытается рывками вперед-назад вывести машину. Затем звонит знакомым с просьбой приехать. Пока ждет помощи, двигатель не глушит. Пузыри выхлопных газов тем временем попадают под днище и начинают просачиваться в салон. В силу разных факторов концентрация угарного газа внутри может оказаться смертельной уже через несколько минут.
Что касается ситуаций на трассах, то там к трагедии чаще приводят неплотность в выхлопной системе и остановка автомобиля в плохо продуваемом месте. Например, на окруженной лесом автостоянке или за ветрозащитным щитом. Это снижает возможность выветривания выхлопных газов, и постепенно они начинают просачиваться в салон.
А как у них?
— В американских фильмах часто можно наблюдать траки. Это большие грузовики с длинным мотором, большой красивой кабиной и выхлопной трубой, выведенной вверх метра на три от земли. Это сделано для улучшения отвода выхлопа, — показывает на фото устройство таких грузовиков Игорь Верлыго. — Американским дальнобойщикам приходится преодолевать большие расстояния. Мотели есть не на всем маршруте. Ночевать зачастую приходится в машине. Если она останется заведенной — вертикальный выхлоп защитит от отравления угарным газом.
У наших дальнобойщиков нет необходимости ночевать в машине, поскольку им не приходится преодолевать столь большие расстояния и они всегда могут остановиться на ночевку в гостинице. Хотя с 1980-х по 2000-е годы и на наших трассах частенько встречались грузовики с выведенным вверх выхлопом. Но это делалось чаще для понтов, нежели для безопасности.
Что по этому поводу говорят сами автопроизводители? В инструкции транспортного средства предупреждают о том, что запрещается спать в машине при работающем двигателе на холостом ходу. Речь не идет о зиме или других погодных условиях. Инструкция в принципе запрещает это делать.
Напоследок Игорь Верлыго рассказал, как снизить риск отравления угарным газом в автомобиле:
— Располагайте авто так, чтобы ветер выдувал выхлоп в сторону от него. В гараже наденьте на выхлопную трубу шланг, который отведет вредные газы в сторону. И не забывайте систематически проверять исправность и герметичность соединений выпускной системы автомобиля.