История, в которую вляпался Роман, весьма поучительна: случайная связь 28-летнего женатого мужчины с женщиной, которая старше его на восемь лет, закончилась незапланированной им, но долгожданной для нее беременностью.
— Полгода назад у нас с женой родились двойняшки. Сын и дочка очень беспокойные. У девочки проблемы со здоровьем, мы постоянно ходим с ней по врачам. Жена, естественно, не высыпается, стала нервной. К тому же роды оказались тяжелыми. В общем, интимная жизнь сошла на нет, — откровенничает Роман. — Вот я и нашел эту Ксению в интернете. Она сразу откровенно (как мне тогда казалось) все о себе рассказала: 36 лет, замужем за бизнесменом, который отбывает срок в колонии за какие-то махинации с финансами. Уверяла, что ей нужен только секс: мол, молодая, здоровая, а мужика нормального рядом нет. Я тогда подумал, что у нас много общего.
Встретились в ее квартире. Ксения показалась мне очень милой, ненавязчивой. Сразу предупредила, что у нее уже есть ребенок, который временно живет с родителями мужа, поэтому лишние проблемы ей не нужны. Сказала, что принимает самые лучшие противозачаточные таблетки, поэтому мне не о чем беспокоиться. Поначалу я использовал презервативы, а потом, каюсь, крышу снесло. Когда красивая, сексуальная женщина задает вопрос: “Зачем нам портить удовольствие?” — перестаешь мыслить здраво.
К тому же я искренне верил в чудесные таблетки, о которых она говорила.
Через два месяца наших регулярных встреч Ксения сообщила, что беременна. И что планирует рожать. Я был в шоке! Устроил допрос с пристрастием. Тогда и выплыла вся правда: оказывается, не было у нее ни мужа, ни ребенка. Она просто использовала меня как донора, когда возраст подошел. Я запаниковал, предлагал деньги на аборт, объяснял, что не смогу выплачивать алименты на третьего малыша, мне бы двоих как-то поднять. Но Ксения повела себя как последняя дрянь: каким-то образом вычислила, где я живу, и нагрянула в гости к моей жене, когда я был на работе. Причем, разумеется, предстала в образе невинной наивной жертвы: дескать, я не признался ей, что женат, что у меня двойня.
Итог всей этой истории — жена выгнала меня из дома, подала на развод. Беременная Ксения намерена взыскивать алименты через суд. Адвокат, с которым я консультировался, разъяснила, что шансов у меня практически нет: если мое отцовство будет доказано, заставят выплачивать алименты. Я не понимаю, почему у мужчины нет права отказаться от нежеланного ребенка еще до его рождения?
Я не сволочь какая-нибудь: если женщина хочет, пусть рожает. Но ко мне какие претензии? Я не хотел этой беременности, однако теперь за нее в ответе! Как в анекдоте — сходил мальчик полюбиться!..
На данный момент только женщина принимает решение насчет аборта. Даже если она замужем, никто не вправе запретить ей избавиться от ребенка. Никто не учитывает мнение ее супруга. Почему же в таком случае закон обязывает мужчину содержать до совершеннолетия малыша, рождения которого он не хотел и честно предупреждал об этом свою партнершу?В поддержку Романа на форуме выступили многие его “товарищи по несчастью”. Вот пост одного из них — дословно: “Держись, братуха! И не переживай, что не предохранялся. Если баба решила залететь, ее ничто не остановит. Я знаю, о чем говорю: моя бывшая практиковала работу с использованными презервативами, шприцем и спринцовкой. Сама потом призналась. У меня контракт был подписан на работу в Америке, все дела. А тут она огорошивает: дорогой, я беременна, буду рожать. Пытался спрыгнуть — куда там. Скандал на весь райцентр. Надеялась, что женюсь на ней — фигу ей. А дочке нашей уже три года... Вижу ее редко, потому что ненавижу ее мамашу до колик. Ни уму ни сердцу такая связь... И ведь на всю жизнь!”
О гендерном неравенстве в вопросах деторождения всерьез задумалось молодежное крыло либеральной партии в Швеции в начале прошлого года. По мнению авторов законопроекта, переданного в парламент, мужчины, не желающие становиться отцами, должны будут заявить об этом до 18-й недели беременности девушки, сообщает издание The Local. Этот срок был выбран в связи с тем, что 18-я неделя в Швеции является последней, когда еще позволено делать аборт. Таким образом либералы хотели уравнять в правах на отказ от беременности женщин и мужчин.
Прохождение этой процедуры по замыслу инициаторов законопроекта дало бы возможность мужчине не платить алименты матери ребенка. Марк Нильсен, руководитель партийной группы, предложившей поправку в закон, отметил, что нововведение может иметь определенные преимущества и для женщин. А именно: после введения процедуры “юридического аборта” мать будет точно знать, готов ли отец ее ребенка принять на себя ответственность за его появление на свет.
Почти сразу после обнародования провокационного заявления шведских либералов в социальных сетях разразилась острая полемика. Как пишут “Вести ФМ”, мнения разделились, но большинство эту идею не поддержало, потому что “мерзавцы” (именно это слово очень часто употребляется в комментариях) будут легально освобождены от какой-либо ответственности.
Естественно, авторам законопроекта задали вопрос: а как же тогда мать объяснит ребенку его появление на свет? На это представители молодежного крыла либеральной партии вполне логично ответили, что на данный момент существует немало случаев, когда ребенок рождается без легального участия отца. В первую очередь имеется в виду донорство. Точно так же, как матери объясняют вопросы зачатия “детям из пробирки”, будут объяснять и малышам, от которых отказались отцы.
В обмен на возможность не платить алименты и не принимать никакого участия в воспитании детей мужчины автоматически лишились бы права наладить контакт со своим потомством. Разумеется, до достижения этим потомством совершеннолетия. Проще говоря, захочет одумавшийся, поседевший и потолстевший папаша обнять сына-школьника, от которого когда-то отказался, но не тут-то было! Возьмут под белы рученьки, отведут в каталажку и штраф впаяют. Утрированно, конечно, но основная мысль понятна.
Впрочем, шведская общественность изначально не верила в то, что у подобного законопроекта есть шанс быть принятым: у самой либеральной партии оказалась самая низкая поддержка в парламенте. Тем не менее прогрессивное поколение, одобряющее открытые, гостевые и однополые браки, намерено и дальше лоббировать интересы несправедливо обиженных в юридическом плане мужчин.
Чаще всего на шантаж алиментами идут женщины, которые изначально планировали женить на себе интимного партнера или рассчитывали на финансовую помощь со стороны предполагаемого отца. С такими гражданками мужчинам, не посвященным в их планы, придется, конечно, несладко. Закон в любом случае будет на стороне матери, если беременность состоится— Для начала порассуждаю не как семейный консультант, а как простой обыватель: с точки зрения логики в шведском “ноу-хау” есть некий смысл, — считает психолог Андрей Круглов. — На данный момент только женщина принимает решение насчет аборта. Даже если она замужем, никто не вправе запретить ей избавиться от ребенка. Никто не учитывает мнение ее супруга. Почему же в таком случае закон обязывает мужчину содержать до совершеннолетия малыша, рождения которого он не хотел и честно предупреждал об этом свою партнершу? Так что здесь есть много этических и юридических нюансов. Несправедливо, что мы слышим только мнение женщины, уважаем только ее решение. Ведь в процессе, который приводит к зачатию детей, принимают участие двое.
У председателя Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Национального собрания Людмилы Макариной-Кибак другое мнение на этот счет:
— Мы говорим о правах женщины, о правах мужчины. А кто подумает о праве ребенка на жизнь? На заботу со стороны не только матери, но и отца? Кто вспомнит о его праве расти в полной семье? Считаю, что инициатива, которую проявили шведские либералы, в нашем обществе не приживется. Если мужчина категорически не желает беременности своей женщины, он может и должен принять меры для того, чтобы этого не случилось. Благо сегодня в избытке современных средств предохранения. В противном случае взрослый разумный человек должен взять на себя ответственность за жизнь, которую вольно или невольно он подарил.
Андрей Круглов, уже с позиции не обывателя, а специалиста, приводит такой аргумент:
— Чаще всего на шантаж алиментами идут женщины, которые изначально планировали женить на себе интимного партнера или рассчитывали на финансовую помощь со стороны предполагаемого отца. С такими гражданками мужчинам, не посвященным в их планы, придется, конечно, несладко. Закон в любом случае будет на стороне матери, если беременность состоится. А чтобы она состоялась, современные женщины, заинтересованные в материнстве и не имеющие проблем с репродуктивным здоровьем, сделают все возможное, не сомневайтесь. Посоветовать можно только одно: как бы банально это ни звучало, но в мире, где количество бесплодных мужчин и женщин неуклонно растет, ребенок должен восприниматься как подарок судьбы. Один из моих клиентов рассказывал, как двадцать лет назад бросил беременную подругу. Женщина не стала его разыскивать, не предъявляла никаких претензий, не выдвигала требований. Самостоятельно вырастила парня. А у его отца — развод за разводом. Первая жена уехала с дочкой за границу, он почти потерял связь с девочкой. Вторая ушла к другому мужчине, младший сын называет теперь папой чужого дядю. И вот наш герой спустя много лет случайно встречает свою первую любовь и узнает, что является отцом студента. Когда они впервые встретились, оба были в шоке: парень — копия своего папы. Сразу нашли общий язык, им было безумно интересно вместе.
В итоге сейчас этот некогда преданный отцом ребенок — самый близкий для него человек. Я это рассказываю к тому, что никогда не нужно отказываться от шанса продолжить свой род, свою фамилию. Возможно, это трудно осознать в 28 лет. Потому что чувствуешь себя в финансовой ловушке, не хочешь ответственности, обязательств. Но в 50 ты будешь только рад, что когда-то проявил сознательность и не просто подарил жизнь, но и помог своему ребенку, пардон за тавтологию, в этой жизни выжить.
konopelko@sb.by