В стране пора наказывать тех, кто не создает условия для безбарьерной среды

Удары барьерного рифа

Надо ли расшибать лоб, чтобы доказать свою правоту? Пока вы рассуждаете, расскажу историю. О том, как Иван Иванович за свои кровные построил квартиру. Выплатил застройщику все до копейки. И собрался наслаждаться жизнью на собственных квадратных метрах.

Но не тут-то было. Не учли строители, что в доме этом и в этой квартире будет жить человек с инвалидностью, то есть Иван Иванович. Мечты о вольготной жизни мужчины трансформировались в муки хождения по кабинетам. А застройщик и в ус не дует, зато в него усмехается: «Хотите — судитесь! Только время потратите!»

фото zebra-tv.ru

А вот Анна Семеновна решила плюнуть на это самое время во имя справедливости. И второй год воюет, только без успехов. Пандус в доме есть, но спроектирован так, что ее четырнадцатилетняя дочь Света уже два раза с инвалидной коляски «улетала». У Светланы сейчас подростковый возраст. Время дискотек, шумных компаний, романтических свиданий.

Но девушка даже на балкон не может самостоятельно выехать, чтобы своему молодому человеку рукою помахать: коляска не помещается в дверном проеме. Не входит она и в узкий проем ванной комнаты. Анна Семеновна на руках носит дочь покупаться, подышать воздухом... А ведь жилые постройки должны учитывать все нюансы безбарьерной среды. Или нет?

Евгений Шевко, председатель совета Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников, когда я задала этот вопрос, лишь руками развел: дескать, какое там! Даже в элитных новостройках можно найти много недочетов в этом вопросе. А попробуйте даже с обычной детской коляской погулять по Каменной Горке. Это целый квест из череды лестниц, ступенек, бордюров. У людей с инвалидностью руки опускаются. Чтобы избежать стрессов, они просто боятся выходить на улицу.

Не пора ли в стране ввести ответственность за уклонение от создания условий для безбарьерной среды? У людей с инвалидностью на это большие надежды. Ведь  если сегодня человек с особенностями где-то (необязательно возле своего дома) из-за отсутствия пандуса или высокого бордюра, простите, свернет себе шею или расшибет лоб, то с трудом докажет, что сделал это не из-за своей неловкости, а из-за отсутствия условий.

Новый подход поменял бы ситуацию серьезным образом. Не создал комфортные условия — неси ответственность. И никаких «но». И если уж идет речь о штрафах, то они должны быть приличными. Заплатит нарушитель один раз, второй, а на третий уже хорошенько подумает.

Создание безбарьерной среды, конечно, дело не одного дня. Но люди с инвалидностью, с которыми я общалась, уже замечают, что в этом вопросе все стало гораздо лучше. Сегодня медицинские диагнозы перестают быть жестокими цензорами — человек с особенностями физического развития может попасть в театр, кино, аптеку, магазин.

Но останавливаться рано. В этом году планируется оборудовать пандусами и поручнями более 670 объектов социальной сферы, адаптировать для людей с нарушениями слуха более 800 часов телевизионного продукта. Намечено расширение перечня социальных услуг, способствующих самостоятельному проживанию людей с инвалидностью. Государство для этих целей выделяет большие деньги. И становится как-то неловко, когда местная «инициатива» убивает все на корню.

О чем я? Буквально на днях была в поликлинике одного из районов Минска. Проходила мимо раздевалки для инвалидов-колясочников и заметила табличку: «Ключ от туалета находится в отделении дневного пребывания. Каб. 108». Представьте, чтобы сходить по своим делам, инвалидам приходится унизительно стучаться в чьи-то двери и просить ключ. И все к этому, похоже, привыкли…

azanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter