Ровесница института президентства — о масштабных положительных переменах в образовании за последние 30 лет

Учитель Татьяна Косенко: «Стараемся быть первыми во всем и ценим то, что создано до нас»

В канун Дня Независимости и 80‑летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков Александр Лукашенко провел церемонию награждения выпускников и преподавателей учреждений высшего образования. И выразил благодарность педагогам: «Спасибо вам за труд. Величайший труд. Прежде чем войти в аудиторию и возглавить учебный процесс, вы проделали колоссальный, огромный путь. Вы много учились, работали и продолжаете совершенствовать свои компетенции. Потому что в вашей профессии надо идти в ногу со временем и вести за собой учеников. Иначе нельзя». Выступление с большим интересом смотрела молодой учитель Фариновской средней школы Полоцкого района Татьяна КОСЕНКО. Она ровесница института президентства и глубоко убеждена, что только благодаря вниманию Главы государства к сфере образования и введенным новшествам вырос престиж профессии учителя. Старается работать так, чтобы когда-нибудь, как и некоторые ее коллеги, получить награду за личный вклад в развитие системы образования из рук Александра Лукашенко.

Школа выбора профессии

Татьяна Косенко с семьей жила в поселке Боровуха-3, который в ее юности стал частью Полоцка. Родители ушли из жизни, когда девушка только начинала делать первые шаги в профессии.

— Училась в Полоцкой государственной гимназии № 2. С отличием окончила музыкальную школу по классу фортепиано, однако интерес к изучению языков и педагогике пересилил. В нашей стране, особенно в последние годы, престиж профессии учителя вырос. На мое детство и юность пришлись глобальные преобразования в белорусской системе образования. Реформа общего образования началась в соответствии с принятым в январе 1996‑го декретом Президента «О подготовке и реализации реформы общего образования». В его развитие позже принимались другие правовые акты. Международные эксперты отмечали: изменения происходили не революционным, а эволюционным путем, благодаря чему бережно сохранены традиции и преемственность в образовательном процессе. Но многое и усовершенствовано, — отмечает Татьяна Косенко.

В свои неполные 30 лет девушка получила бесплатное высшее образование в Полоцком государственном университете и попробовала себя как минимум в двух профессиях. Татьяна Сергеевна — учитель иностранных языков. Кроме того, стала экскурсоводом в альма-матер. Активный волонтер и участница различных инициатив Белорусского республиканского союза молодежи.

— Профессия учителя всегда востребована, — рассказывает она. — В университете, помимо английского, изучала немецкий как второй основной, а также шведский. Могу вести диалог на этих языках, провожу факультативные занятия по немецкому в своей школе. Бесплатное обучение — огромный плюс, это шанс на хорошее будущее для каждого гражданина. Президент внимательно следит за развитием сферы образования и непосредственно участвует в принятии решений по ее усовершенствованию. Так, памятным стал Республиканский педагогический совет в августе 2021‑го с участием Главы государства, когда около тысячи педагогов, руководителей учреждений образования и представителей других структур обсуждали стратегические вопросы развития национальной системы образования до 2030 года.

Татьяна отмечает, что, изучая культуру и языки других стран, нужно прививать уважение к своей.

— «Воспитать патриота может только патриот», — напомнила она слова Президента из Послания белорусскому народу и Национальному собранию, озвученные в марте 2023‑го. — Стремлюсь учить детей в том числе тому, чтобы, общаясь с иностранцами (если представится такая возможность), они могли рассказать о том, какая Беларусь прекрасная, как много в ней достопримечательностей, какие трудолюбивые люди живут в нашей стране.

Когда пришло время определиться с темой диплома, Татьяна остановилась на изучении литературы о путешествиях. Для исследования выбрала работы англоязычных авторов, которые бывали в Беларуси XVIII века. Такой интерес студентки к истории и богатому культурному наследию родной страны заметили и распределили ее в туристический центр Полоцкого государственного университета, где выпускница попробовала себя в роли экскурсовода и переводчика.

— Погрузилась в историю вуза, сама перевела текст экскурсии на английский язык, — делится собеседница.

Школа науки

По словам Татьяны Косенко, во время экскурсии, в том числе с иностранцами, она знакомила с историей ПГУ через призму изменений в отечественном образовании.

— В феврале этого года Президент провел встречу с членами Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования. Именно тогда он напомнил, что в 90‑е сделали невозможное, чтобы сохранить научные школы и компетенции по подготовке специалистов с высшим образованием: «Берегли каждую копейку, вкладывали в сферу немалые средства. И результат: количество вузов выросло с 33 до 50, а студентов — в полтора раза». Об этом обязательно рассказывала на экскурсиях. В 1990‑е и позже многие белорусские институты получили университетский статус, — объясняет Татьяна Косенко. — В случае с ПГУ (раньше — Новополоцкий политехнический институт) перевоплощение было еще более глобальным и символичным: практически разрушенные исторические здания Полоцкого иезуитского коллегиума стали современными корпусами. И главную роль в этом сыграло решение Президента.

Первый ректор Полоцкого государственного университета Эдуард Бабенко вспоминал в интервью: «Окончательное решение принято только 1 сентября 2001 года во время визита в ПГУ Александра Григорьевича Лукашенко... Нас волновали три главных вопроса: строительство столовой нового корпуса, создание интернет-центра, а главное — передача университету Полоцкого коллегиума. В итоге Президент дал четкие поручения Совету Министров и помог решить наши проблемы!»

Сменивший его Дмитрий Лазовский, продолжая начатое дело, также столкнулся с трудностями, которые именно Глава государства помог преодолеть: «Сделать так, чтобы из разрухи и запустения поднялся живой и привлекательный Полоцкий коллегиум, было очень непросто! К этому времени оттуда уже вывели госпиталь... Походили мы по тем корпусам и за головы схватились! Но Глава государства Александр Лукашенко поручил не только передать здания Полоцкого коллегиума, но и разместить в них факультеты Полоцкого государственного университета».

— То, что казалось невозможным, реализовано при грамотной подаче Президента. Преобразования происходили на моих глазах, — вспоминает Татьяна Косенко. — Напомню, что филиал Белорусского политехнического института в 1974 году стал Новополоцким политехническим институтом, а в 1990‑е — Полоцким государственным университетом. В 2005‑м закончилась модернизация корпусов коллегиума, там снова начали учиться студенты. На открытии объекта присутствовал Глава государства. В апреле 2016 года на площадке Полоцкого университета в поселке Междуречье создан первый в стране региональный учебно-научно-практический юридический центр.

Школа сельской жизни

И все же главный фокус внимания молодого педагога направлен на сельских учеников: Татьяна преподает иностранный язык в 3 — 10 классах.

— С ребятами применяем современные технологии. Они серьезно отличаются от тех, которые использовали учителя еще 30 лет назад. К примеру, QR-коды. Школьникам нравится сканировать слово и видеть его значение на картинке. Я обеспечена всем необходимым не только в рамках учебного класса. Государство вкладывает серьезные средства в ремонт зданий. Так, этим летом школу капитально отремонтируем, полностью перекроем крышу, — делится учитель.

СШ активно участвует в реализации социального проекта «Фариново — территория здоровья». В рамках инициированной Президентом республиканской программы «Здоровые города и поселки» в учреждении проводят массу мероприятий вместе с сельсоветом, центром культуры и досуга. Используют спортивные объекты Полоцка. К примеру, ребята выезжают на занятия в бассейн.

Горячая тема лета — поступление. Современные ученики по окончании школы испытывают намного меньше стрессов.

— Дети сдают ЦТ и ЦЭ, готовятся к ним несколько лет, три раза в течение года могут попробовать силы на репетиционных тестированиях, — перечисляет плюсы вступительной кампании Татьяна Косенко. — Они знают, что их ждет, и проходят испытания намного спокойнее. Справедливость — главный критерий Президента в оценке любого дела, в том числе в образовании. Именно поэтому в стране ввели централизованное тестирование как форму вступительных испытаний. Это прозрачный и объективный экзамен, который исключил злоупотребления в данной сфере. Все решают только знания.

Для некоторых выпускников Фариновской СШ процесс поступления еще проще: они оканчивают созданные в школе агроклассы и подписывают целевые договоры.

— Напомню, с 1 сентября 2018 года решено создавать профильные классы аграрной направленности в учреждениях общего среднего образования, — отмечает педагог. — В 10 — 11 классах в программу включены факультативные занятия «Введение в аграрные профессии». Кроме того, действуют более простые условия поступления. При условии целевого на некоторые специальности — без вступительных испытаний.

По словам Татьяны, уже во время ее учебы в гимназии выросла роль патриотического воспитания молодых. В 2011‑м она вступила в Белорусский республиканский союз молодежи.

— Благодаря этому постоянно участвовала в патриотических велопробегах, конкурсах и различных благотворительных акциях, — поясняет она. — Мы посещаем ветеранов и участников войны, помогаем им, благоустраиваем захоронения времен Великой Отечественной. Волонтером поработала во время «Славянского базара в Витебске». Вспоминаются слова Александра Лукашенко, сказанные в октябре прошлого года на встрече с молодежным активом страны: «Агитирую вас всех, кто хочет работать по-настоящему, — это сельское хозяйство. Это деревня». Вот и я по зову сердца для работы выбрала именно деревню. Но не снижаю для себя планку требований, что особенно актуально в объявленный Главой государства Год качества: участвую в конкурсе «SuperПрофи», который несколько лет назад создали для поддержки молодых талантливых специалистов.

Татьяна также попробовала себя в профессиональном конкурсе «Педагогический дебют».

— Планирую продолжать развиваться в данном направлении, возможно, поучаствую в других конкурсах, — делится планами собеседница.
— В нашей стране у молодых есть шанс развиваться и показать себя с творческой стороны независимо от того, где они живут и работают — в городе или деревне. И в этом тоже состоит роль грамотной образовательной политики, в сохранении которой вижу прямое участие Президента.
yasko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter