Александр ЛУКАШЕНКО:Отечественное образование — это то, чем по праву могут гордиться белорусы. Наша система по-прежнему одна из лучших, однако для того чтобы она таковой и оставалась, нужно соблюсти хрупкий баланс между нововведениями и сохранением лучших наработок. Задача сложная, но выполнимая, уверен министр образования Андрей Иванец.
— Главным принципом моей политики в образовании остается справедливое отношение к каждому человеку и обеспечение равных возможностей для обучения.
23 августа 2022 года, на совещании о развитии национальной системы образования.
Традиции и новаторство
— Андрей Иванович, в преддверии профессионального праздника принято подводить итоги, вспоминать наиболее значимые достижения. Чем может похвастаться наша система образования? Что сохранилось в ней от так называемой старой школы, а что изменилось?— Прежде всего качественное образование в нашей стране было и остается одним из важнейших гарантов социальной стабильности, основой экономического развития общества, источником роста интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации и выступает основой всех преобразований, направленных на построение сильного и процветающего государства.
Созданы условия для повышения качества образования: учреждения общего среднего образования оснащены современным оборудованием и средствами обучения. За последние годы оборудование поставлено более чем в 60 % этих учреждений. Это и оснащение для кабинетов биологии и трудового обучения, и комплекты робототехнического оборудования, 3D-принтеров, интерактивных сенсорных систем, и многое другое.
Что касается «старой школы», традиционные подходы мы сохранили при организации работы с одаренными учениками. Ежегодно проводятся республиканские олимпиады по учебным предметам, турниры юных физиков и математиков, конкурсы исследовательских работ учащихся. Ребятам есть где себя проявить в полной мере. А о качестве работы с талантливыми детьми и подростками, как и о качестве приобретенных ими знаний, свидетельствуют их высокие результаты на международных олимпиадах.
— Какими новшествами ознаменовался нынешний учебный год?
— С 1 сентября 2022 года вступил в силу Кодекс об образовании в новой редакции, в связи с этим изменилась и нормативная база. Вместе с тем коренных изменений на уровне общего среднего образования не последовало.
Наиболее важным для наших учеников новшеством стало то, что при сохранении 10-балльной системы оценки были введены неудовлетворительные отметки.
Подготовлен комплексный документ, регламентирующий вопросы организации самого образовательного процесса и взаимоотношений его участников в учреждениях общего среднего образования, — школьный стандарт.
Утверждены 10 правил педагога, в преамбуле к которым сказано, что общественный и государственный уровень педагога основан на его высоком статусе и уважении всех субъектов образовательного процесса — учащихся, родителей, коллег.
Также с этого года во всех школах, гимназиях, лицеях, училищах введены единые элементы школьной одежды для конкретного учреждения образования (галстук, жилетка, джемпер, пиджак и т.д.) с размещением на них эмблемы учреждения образования.
Проводится республиканский мониторинг качества общего среднего образования, результаты которого послужат информационной основой для дальнейшего совершенствования управления системой образования.
На высшем уровне
— А какие новшества коснулись высшего образования?— Внесены изменения в содержание и саму структуру высшего образования. Предусматриваются общее высшее образование (бакалавриат с присвоением квалификации и степени бакалавра), углубленное (магистратура) и специальное высшее образование (непрерывная образовательная программа). Это позволяет соответствовать международным стандартам.
С 1 сентября в вузах начато внедрение новой Концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин. Новая модель состоит из двух блоков — обязательного и вариативного. Первый составляют дисциплины, обязательные для изучения всеми студентами: история белорусской государственности, философия и современная политэкономия. Вариативная часть представлена тремя дисциплинами, из которых две учебные выбираются самим вузом, а одна — студентом (к примеру, культурология, основы права, политология и другие).
— Инициативы по нововведениям, особенно во вступительной кампании, обсуждались на самом высоком уровне. Они назрели?
— Абитуриент не должен идти в вуз или среднее специальное учебное заведение только потому, что у него хватило проходных баллов на это, учиться только ради получения диплома. Профессию надо выбирать осознанно, а к вступительной кампании готовиться основательно.
Со своей стороны мы должны увидеть, оценить знания абитуриента, для этого централизованное тестирование будет заменено на централизованный экзамен. Сократим количество заданий с возможностью выбора ответа. Но полностью ломать существующую систему не будем, как и полностью уходить от тестирования. Централизованный экзамен — будущий элемент вступительной кампании, который сейчас тщательно прорабатывается.
Педагоги нужны всегда
— Последние годы были непростыми для всех школ (не побоюсь этого слова) мира. Некоторым странам даже грозил кадровый голод в педагогической сфере. Удалось ли нам обеспечить кадрами все учреждения образования к началу этого учебного года?— Министерством образования, как и облисполкомами, и Мингорисполкомом (в тесном сотрудничестве с учреждениями образования), проводится целенаправленная работа по обеспечению квалифицированными кадрами школ, колледжей, вузов. Мы принимаем меры по снижению текучки педагогических кадров, стараемся привлекать молодых и перспективных специалистов. Кстати, цифры приема в вузы и средние специальные учебные заведения по педагогическим специальностям постоянно растут. К примеру, в Витебском государственном университете имени П. М. Машерова прием на педагогические и научно-педагогические специальности увеличен на 40 %. Возобновлен прием на специальности «математика и информатика», «физика».
— Было много разговоров и о расширении целевой подготовки.
— Верно, для привлечения абитуриентов к целевой подготовке сегодня предусмотрена сдача только одного внутреннего экзамена в вузах. Также было принято решение об увеличении времени выполнения теста по математике и физике на 30 минут, и теперь общее время составляет 210 минут.
В этом году в учреждения системы образования вышли на работу более 5,8 тысячи молодых специалистов.
Для того чтобы система и дальше развивалась, а молодые кадры приходили в педагогику, была разработана и утверждена дорожная карта по совершенствованию и развитию сети профильных классов педагогической направленности в учреждениях общего среднего образования. Также мы стремимся повысить престиж педагогической профессии.
Сейчас, говоря министерской лексикой, образовательный процесс осуществляется в полном объеме. В качестве так называемого дополнительного ресурса к работе привлекаются педагоги-пенсионеры, студенты, совместители. Учебная нагрузка незаполненных вакансий распределяется на условиях совмещения между штатными работниками.
В ногу со временем
— Сегодня появляется множество новых профессий, поскольку возникают современные производства, требующие целого набора соответствующих знаний от будущего работника. Какие специальности появились в нашей стране за последние годы?— Ежегодно вузы открывают 10—15 новых специальностей. Их круг очень широк и может удовлетворить запросы самого требовательного абитуриента. Перечислю всего несколько введенных в этом году: «урбанология и сити-менеджент» (Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина), «биоинженерия и биоинформатика» (БГУ), «технология и переработка биополимеров» (БГТУ), «японский язык и второй иностранный язык со специализацией «специальный перевод» (МГЛУ), «аналитическая биохимия», «биохимия лекарственных средств» (Гродненский государственный университет имени Янки Купалы) и многие другие.
Сохранить народную память
— Мы не можем обойти тему патриотического воспитания. Сегодня нужно доносить до молодежи важность сохранения исторической правды, не допускать искажения фактов периода ВОВ. Объяснять, что сносить памятники героям войны недопустимо…— К сожалению, сейчас мы сталкиваемся с попытками нечистоплотных зарубежных политиков переписать историю на свой лад. Мы же воспитываем нашу молодежь в духе уважения к историческому прошлому своей страны, бережного отношения к народной памяти и национально-культурным традициям. Проводим гражданские, военно-патриотические акции и проекты. В прошлом учебном году в таких мероприятиях было задействовано более 90 %учащихся.
В соответствии с указом Президента открываются клубы военно-патриотического профиля на базе воинских частей и соединений. Сегодня их уже 19. Во всех регионах страны существуют поисковые клубы, отряды и группы «Следопыт», «Патриот», «Наследники Победы», «Меткий стрелок» и другие. Всего около 400 таких поисковых объединений, в них занимаются более 4 тысяч учащихся.
С этого года в учреждениях образования исполнение Государственного гимна страны, поднятие (вынос) Государственного флага будут проводиться перед началом и в конце каждой четверти (семестра, полугодия), во время вручения документов об образовании, торжественных мероприятий, посвященных Дню знаний (приказ министра образования № 368 «О совершенствовании работы по патриотическому воспитанию»).
Плодотворная работа по патриотическому воспитанию молодежи невозможна без тесного взаимодействия учреждений образования со всеми государственными и общественными структурами. Только работая вместе, мы сможем выполнить свою важнейшую задачу, а лучше сказать миссию, — воспитать гражданина, патриота своего Отечества.
В наших учреждениях образования действует около 1,5 тысячи музеев различных профилей, из них 204 — военно-исторического. Создаются музейные комнаты, тематические экспозиции разной тематики, в том числе посвященные Году исторической памяти, геноциду белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Создана интерактивная платформа по патриотическому воспитанию Патриот.by.
ИЗ ДОСЬЕ
Андрей Иванович ИВАНЕЦ
Доктор химических наук (2017), член-корреспондент НАН Беларуси (2021), профессор (2022), является известным ученым в области коллоидной химии и адсорбции. Автор свыше 250 научных работ, в том числе 2 монографий, 8 патентов.
С 2013 по 2022 год — председатель Совета молодых ученых НАН Беларуси, с мая 2019-го — главный ученый секретарь НАН Беларуси.
В 2019—2022 годах — заместитель председателя Постоянной комиссии по образованию, науке, культуре и социальному развитию Совета Республики Национального собрания Беларуси 7-го созыва.
10 февраля 2022 года Александр Лукашенко назначил Андрея Иванца министром образования.
Уважаемые коллеги, друзья!
Сердечно поздравляю вас с профессиональным праздником — Днем учителя!
В этот день я обращаюсь с самыми теплыми и искренними словами благодарности к учителям и воспитателям, преподавателям и ученым, руководителям педагогических коллективов, ко всем, кто сегодня самоотверженно трудится на благо отечественной системы образования, совершенствует ее, заботится о развитии, здоровье и будущем наших детей.
Во все времена слово учителя имело особое значение. Каждый из нас несет его через всю жизнь, и мы всегда благодарны тем, кто научил нас мыслить и поделился ценным жизненным опытом. Сегодня слово учителя особенно актуально, ведь учитель-гражданин, патриот своей страны — это проводник ценностей белорусского народа, лучших национальных традиций. Вы — основа белорусской государственности.
Уважаемые коллеги! Ваше педагогическое мастерство, знания и опыт, терпение и настойчивость во многом решают пути формирования человека, способного постоянно повышать свой образовательный и профессиональный уровень, творчески мыслить и принимать ответственные решения, способствовать процветанию своего государства.
Желаю, чтобы ваша деятельность приносила вам профессиональное удовлетворение, чтобы ваши ученики чаще вас радовали и, конечно, приятно удивляли.
Крепкого здоровья, реализации творческих планов, личного счастья и семейного тепла!
Министр образования Республики Беларусь Андрей ИВАНЕЦ
prolyuk@sb.by