Как готовят педагогические кадры для работы с детьми с cиндромом дефицита внимания и гиперактивности

Учить учиться

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) стал распространенным психиатрическим диагнозом у детей. Для таких ребят учеба в школе — вызов. От них требуют усидчивости, концентрации, примерного поведения и следования правилам, а этих качеств у них не хватает. Однако получать образование им надо. Как в вузах готовят педагогов для работы с особенными детьми? И как учителю помочь им адаптироваться к учебному процессу? Об этом в беседе с ректором Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Александром Жуком.


Ни минуты покоя

— Александр Иванович, давайте начнем с того, как родителям распознать проявление СДВГ у ребенка?


— Основными симптомами являются нарушение внимания и чрезмерная активность.

Нарушение внимания выражается в том, что ребенок прерывает выполнение заданий на середине и не доводит до конца начатые дела, постоянно переходит от одного занятия к другому. И выглядит это так, будто он теряет интерес к предыдущему делу, отвлекаясь на следующее.

Чрезмерная активность подразумевает избыточную подвижность и непоседливость, особенно в ситуациях, требующих относительного покоя. В зависимости от обстоятельств, ребенок может бегать и прыгать; вскакивать с места, когда следует сидеть; чересчур много разговаривать; шуметь или беспокойно двигать руками и ногами; вертеться и ерзать на стуле. Эти симптомы должны проявляться более чем в одной ситуации: дома, в классе, в поликлинике.

Стоит понимать, что СДВГ — пожизненное расстройство. Такой диагноз выставляет врач-психиатр. И с таким ребенком сами родители не справятся. Здесь важна комплексная работа и со стороны близких, и со стороны специалистов, в том числе воспитателей, учителей, тренеров и так далее.

Чаще всего СДВГ становится проблемой, когда ребенок идет в школу. Дети с таким диагнозом не относятся к категории с особенностями психофизического развития, поэтому они обучаются по образовательным программам дошкольного либо общего среднего образования. Как правило, именно в школе выявляется их неспособность прилежно учиться — такие дети расторможенные, рассеянные, катастрофически неорганизованные. И здесь учитель должен стать союзником родителей.

Знания в помощь

— Готовы ли будущие педагоги к работе с такими детьми? Что делается в этом направлении в вашем вузе?

— В БГПУ проводится системная работа по увеличению количества часов на изучение студентами педагогических специальностей дисциплин по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с СДВГ, а также по повышению квалификации педагогических работников по данному направлению.

В учебные планы всех специальностей включена учебная дисциплина «инклюзивная образовательная практика». В Институте инклюзивного образования студенты изучают «сопровождение ребенка с СДВГ», в Институте психологии — «психологическую помощь обучающимся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности». В Институте повышения квалификации и переподготовки кадров разработана и реализуется программа повышения квалификации для учителей, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов «СДВГ у детей: специальные условия и организация обучения».

Помимо этого, наш профессорско-преподавательский состав Института психологии БГПУ участвует в качестве экспертов в мероприятиях, организуемых для педагогических работников на базе учреждений образования Минска по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с СДВГ.

Индивидуальный подход

— Как вести себя учителю, если к нему в класс попал ребенок с СДВГ?

— Личность учителя и характер его отношений с ребенком являются основой педагогического взаимодействия. Иногда именно педагог играет определяющую роль в судьбе ребенка, помогая ему выбрать оптимальный путь развития и самореализации. Хороший вариант — направлять энергию гиперактивных детей в полезное русло: вытереть доску, раздать тетради. Они не могут долго сидеть на одном месте, поэтому на уроках теребят какой-нибудь предмет в руках, постукивают ручкой или ногой. К такому поведению нужно относиться спокойно, не заставлять ребенка сидеть тихо, не шевелясь, у него все равно это не получится. С помощью двигательной активности он оптимизирует работу мозга. Напротив, необходимо помочь ему найти такие формы двигательной активности, которые не мешали бы ему и другим. Если заметили, что ребенок сильно устал и не воспринимает информацию, не нужно призывать его насильно включиться в деятельность, просто позвольте ему немного отдохнуть, а потом повторите задание.

— На что еще стоит обратить внимание?

— С ребенком, имеющим диагноз СДВГ, педагогу придется выстраивать работу индивидуально. Поэтому необходимо посадить его за первую парту, чтобы он постоянно был в поле зрения учителя.

Гиперактивным детям проще работать в начале дня, а не вечером, в самом начале урока, а не в конце. Ребенок с СДВГ не способен удерживать внимание в течение школьного урока, длящегося 45 минут. Примерно на десятой минуте после начала урока он проявляет двигательное беспокойство и теряет интерес.

Для гиперактивных детей характерна цикличность: они продуктивно работают 5—15 минут, затем 3—7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не слушает учителя. Детям с СДВГ очень сложно выполнять большие задания, поэтому их необходимо разбивать на последовательные части, контролируя каждую из них. Выполнение большой задачи по частям компенсирует трудности ребенка и создает у него положительную эмоцию переживания успеха, которая становится основой формирования мотивации к следующему упражнению. Не нужно давать сложных многоуровневых инструкций, ребенок с гиперактивностью может удержать в памяти и внимании только одно-два действия.

Объем информации, который можно запомнить с первого раза, у детей с СДВГ не отличается от нормы, но это касается случаев, когда перед ребенком поставлена цель — запомнить. Дети без дефицита внимания обычно держат в голове информацию в течение некоторого времени, даже если их не просили ее запомнить. А вот если ребенка с дефицитом внимания не просить запоминать, а, например, просто предложить повторить (слова или фразу), то он забудет повторенное очень быстро. Стоит отвлечь его на какое-либо другое задание, а потом попросить вспомнить, что он повторял перед этим, выяснится, что воспоминания не сохранились.

— Как сделать учебу ребенка с СДВГ эффективной?

— Нужно верить в ученика, создавать предсказуемую, организованную и структурированную среду. При объяснении учебного материала применять интерактивные, творческие, интересные методы преподавания. Развивать его способности и сильные стороны, применять эффективные методы управления поведением ребенка в школе. Активно поощрять сотрудничество между учениками, командность, взаимопомощь. Гибкость учителя, его готовность и желание находить соответствующие педагогический подход и стиль преподавания, которые отвечают особенностям каждого ребенка, помогут ему в развитии навыков самоорганизации и умения учиться.

КСТАТИ

Чаще всего СДВГ возникает у мальчиков, у девочек — в несколько раз реже. Обычно первые симптомы появляются в раннем детстве. Однако до школы их бывает сложно распознать.

В ТЕМУ

Нельзя ругать


Специалисты в один голос заявляют, что ругать детей с СДВГ бесполезно. Если повысить тон, ребенок может испугаться. Да, адреналин включит его внимание, в моменте он вас услышит, но такие дети дезорганизованны в своем внимании. Если хотите, чтобы ребенок вас услышал, подойдите к нему, возьмите за руки или плечи, посмотрите в глаза и скажите, что от него требуется. Зато такие дети могут более эффективно выполнять задания при дополнительной стимуляции — например, если их поощрить за хорошую оценку. Ребенок запомнит это и захочет повторить. 

yankovich@sb.by

Фото Pixabay


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter