Источник: Знамя юности
Знамя юности

Почему дерутся юные спортсмены?

Учить играть

Юные спортсмены опять дерутся. Причем речь совсем не о боксе. На днях выяснять отношения с помощью кулаков вновь принялись футболисты и хоккеисты. В Минске после финального свистка сошлись 15-летние игроки «Минска» и «Ислочи». Ранее жарко было на льду в Молодечно, где по ходу матча за бронзовые награды юниорского турнира стенка на стенку дважды шли игроки молодечненского «Динамо» и новополоцкого «Химика». В обоих случаях рубились парни отчаянно, как сражаются далеко не все опытные тафгаи. Дети – они вообще максималисты, которые на эмоциях могут много чего натворить, а потому очевидцы и родители совершенно справедливо возмущаются: разве тренер не должен учить не только побеждать, но и достойно проигрывать?

Массовая драка в матче юношеских команд «Минск» и «Ислочь»

Эмоций хватало в обоих матчах. Минские футболисты, например, разгромили «Ислочь» с нефутбольным счетом – 12:0. Завершившийся дракой хоккейный матч также закончился с крупным счетом 10:4 в пользу «Динамо». Обидно! Но разве в болезненном поражении виноват соперник? Почему же вместо того, чтобы искать причину в себе, дети бегут пока­зывать характер? Показывают при этом не один на один, а в большинстве случаев командой – «наших бьют!» – да зачастую еще и подбадриваемые тренерами: трус, мол, не играет в хоккей! В тренерах работающий нынче с детско-юношеской школой футбольного «Динамо» Сергей Пигулевский видит основную причину агрессии на футбольных и хоккейных площадках.

В матче детских команд «Динамо-Молодечно» и новополоцкого «Химика» случилось самое настоящее побоище

– Часто получается так, что тренеры учат детей каким-то техническим приемам, поднимают физическую готовность, но совершенно не занимаются их воспитанием. А это – также очень важная часть процесса. На моей памяти, кстати, драка была только одна. Когда в детстве я играл в хоккей в школе «Юности», мы как-то с ребятами дрались пятерка на пятерку. Какой-то был игровой момент, кто-то кого-то решил защищать... Но чтобы после игры команда на команду, да так, чтобы взрослые не могли растащить – ни разу не было. Да и после, когда стал сам с детьми работать, не случалось. Хотя ситуаций, когда команды сходятся стенка на стенку, стало заметно больше.

Здесь же стоит вспомнить и про отдельную категорию околоспортивной публики – родителей. Нередко после тренировки или матча папы проводят собственную «политинформацию», умудряясь потом в компании друзей еще и хвастаться: «Мой-то вчера так одному засандалил – мужик растет!» Причем проблему эту, по словам Пигулевского, не решает даже изоляция родителей от тренировочного процесса.

– Это уже почти правило: в каждой детской команде обязательно найдется пара-другая психованных, неадекватных родителей, которые постоянно вставляют свои советы и науськивают детей. По этой причине мы на занятия родителей не пускаем в принципе. Хоккеисты, насколько я знаю, поступают так же. Но ведь остаются игры, куда мы не имеем права закрыть дос­туп: ради этого ведь все и происходит. И там уже начинается «консультация»: и судейство им не нра­вится, и мы тре­нируем плохо, и «бей его!» Кстати, пресловутый иг­ровой характер с драками не имеет ничего общего. То, что парень на каждой тре­ни­ровке будет навешивать кренделей своим товари­щам, ничуть не гарантирует, что и в матчах он будет сражаться до последнего. Другое дело, если он стелется в подкатах, бросается под шайбу и пытается защищать товарищей от агрессоров в других командах.

Тренерский вопрос сегодня остро стоит практически в каждом виде спорта. Однако спортивный психолог Николай Волков, в последнее время работающий в том числе и с детскими школами, замечает: проблема имеет куда более глубокие корни и лишь тренерскими внушениями после матча не решается. 

– Беда в том, что и тренировки, и игры, начиная с самого младшего возраста, у нас проходят по шаблону большого спорта. А дети к этому попросту не готовы. Существующие принципы формирования психологии победителя начинаются с игры, а детей учат не играть, а сражаться за результат. Помните, как говорилось в фильме «Легенда № 17»: «Хоккей – это игра. Какой бы жестокой она порой ни была, но это игра». А играть и получать от игры удовольствие наши дети зачастую просто не могут, переводя эмоции в агрессию. Я понимаю, отчего это происходит. Руководство детских школ изначально планирует результат, спрашивает за него с тренеров, которые, в свою очередь, спихивают эту ношу на детей. Отсюда – привлечение более старших ребят к играм за младшие команды, включение хоть парочки профессионалов в любительские составы на «Золотой шайбе» и прочие подобные хитрости, про­воцирующие напряжение. Вместо психотерапии получается «спихотерапия», а заканчивается все голой, неприкрытой агрессией и массовыми детскими драками после окончания про­игранного матча.

Николай Волков призывает не просто придавать значение, но и немедленно начинать исправлять сложившуюся в детском спорте ситуацию. Причем начинать, по мнению специалиста, нужно совсем не со спортивных залов или площадок. 

– Я уже не один десяток лет работаю в спорте и вижу, что нынешние дети стали другими. Более жестокими, рациональными и гораздо менее эмоциональными. А причина, как ни парадоксально, кроется в засилье компьютерных игр. Ведь почти любая компьютерная игра рассчитана на рациональное принятие решений и достижение результата любой ценой: враги должны быть уничтожены, миссия выполнена. Причем всегда можно сохраниться и начать заново. Эти принципы переносятся в жизнь, а спортивные площадки, где эмоции всегда накалены, просто наиболее наглядно иллюстрируют взрывоопасную ситуацию. Исправить же ее можно лишь планомерным каждо­дневным воспитанием любви к игре как таковой, своему клубу или, в конце концов, стране. Иначе последствия будут катастрофическими.

komashko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter