Работа над обновленной Концепцией национальной безопасности велась долго и скрупулезно. Это емкий и глобальный документ, который можно назвать вторым по значимости после Конституции. Он затрагивает все сферы жизнедеятельности нашего общества. Назрели изменения, связанные и со временем, и с другим характером современных военных конфликтов. В результате Концепция обновлена примерно на 70 процентов. Впервые мы дали определения понятиям «риск», «вызов», «угроза», «электоральный суверенитет». Девятым видом безопасности стала биологическая. Мы видим, что в западных СМИ мир пугают возможными лихорадками, спящими вирусами из Сибири, которые хуже ковида. Поэтому нужно быть начеку, готовыми к этим вызовам.
В Концепции также появилось понятие «упреждающий удар». Современную войну или агрессию невозможно начать внезапно. Этому помешают спутники, разведка, другие
факторы. Горячей фазе войны в наши дни всегда предшествуют политическая и экономическая блокада. Однако если мы увидим, что к этому идет, то не будем ждать и ударим первыми. Но мы не собираемся кому‑то угрожать, как не раз говорил Глава государства. Президент — гарант нашей безопасности. Напомню, выступая на заводе «БЕЛДЖИ», Александр Лукашенко сказал следующее: «Мир дорого стоит. За него надо платить. Но вы можете не переживать. Мы никогда, наш народ и государство, не были так защищены, как сейчас. Как оно будет, если, не дай бог, вспыхнет война, это уже все будет зависеть от нас. Система выстроена, есть Вооруженные Силы, мобилизационный резерв, территориальная оборона, народное ополчение. Все выстроено. Вооружение, боеприпасы на местах розданы, складированы. На данном этапе всего достаточно».
Чего хочет добиться НАТО, собираясь проводить у границ Союзного государства крупнейшие за десятилетия учения «Стойкий защитник»? Напомню, что они продлятся три месяца с конца января, заявлено более 90 тысяч участников, но эксперты говорят, что эта цифра даже занижена. Будут задействованы все 31 страна НАТО и даже Швеция, которую практически приняли в альянс. Зачем это нужно?
Вернемся на два года назад. Тогда генсек НАТО Йенс Столтенберг сказал о наращивании численности блока в Европе до 300 тысяч. Сейчас этот процесс идет, ведется накачивание и переброска серьезных сил из континентальной части Северной Америки. Основную партию в блоке НАТО играет США. Понятно, что часть переброшенных якобы «на учения» сил обратно не вернется. Вторая причина проведения этих учений: если будет горячий конфликт с Россией в Европе, невозможно будет отправить большие силы из Северной Америки.
Третья цель — показать мощь и единство блока НАТО. Естественно, мы вместе с Россией будем отстаивать свои рубежи. На днях Владимир Путин посетил Калининград и провел ряд встреч. В это время семь самолетов‑разведчиков западного блока летали вдоль границ с регионом. Это показывает, насколько они боятся. Учения — это истерия НАТО. Еще один факт: впервые, несмотря на мирное название, они не скрывают намерения учений, работают по реальным координатам Беларуси и России. Это фактор устрашения, и расслабляться нельзя. Наше союзное государство усилит группировку в приграничных районах, чтобы отслеживать ход учений и быть готовыми отразить угрозу.
Подобные акции — еще один способ усилить санкционное давление. В то же время шанс перехода войны в горячую фазу я лично оцениваю как низкий: пока странам НАТО выгоднее подпитывать Украину, а не открывать второй фронт.
Игорь МАРТЫНОВ, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по национальной безопасности