Сегодня у милиции профессиональный праздник. Дата со дня основания этой службы красивая – 100 и 1 год. Правда, отмечать милиционеры не спешат, говорят, это уже профессиональное: любое торжество для среднестатистического гражданина означает более напряженный график работы тех, кто призван наводить порядок в обществе. Вот и участковый инспектор Иван Тарлюк сегодня на службе. Необычно лишь то, что прохожие при виде хорошо узнаваемой формы то и дело поздравляют с праздником. Как работается «базовой штатной единице», и кто на самом деле хозяин в отдельно взятом доме, дворе, районе?
Иван Тарлюк появляется на крыльце РУВД столичного Советского района. Участкового инспектора всегда можно опознать по неизменной папке в руке. Только что закончился инструктаж, у милиционера есть задание. Даже не заходя в свой опорный пункт, Иван оправится по целому списку адресов. Сегодня, как-никак, выходной, и все «досрочники» обязаны находиться по домам. Проверить это нам и предстоит.
Пятиэтажка на улице Веры Хоружей давно примелькалась. Иван уже седьмой год на службе, и все семь лет пытается хотя бы немного воспитать и образумить живущего в нехорошей квартире молодого человека. Тому едва стукнуло 30 лет, а он уже несколько раз переселялся в лечебно-трудовой профилакторий:
- Его хорошо знает весь дом и, соответственно, я, - дает краткую характеристику персонажу Тарлюк. – Живет с матерью, не работает. Можно сказать, на шею сел. Но ладно еще это – мало ли таких семей по стране. Пьет, а как только захмелеет, начинает родную мать бить смертным боем.
«Нехорошая квартира» вполне приличная. Открывает дверь опрятная женщина, посещению участкового не удивляется. Давно уже научилась понимать его с полуслова. Вот и сегодня с хода выдает: «Нет сына, уже давно не появлялся. А где – не знаю. Хоть бы уже опять в ЛТП угодил, ему же польза была бы». Отсутствующий нарушил закон. По условиям досрочного освобождения он обязан находиться дома во все выходные и праздничные дни, под своеобразным домашним арестом. Несколько подобных нарушений – и может угодить опять за решетку. Оформлять ли бумаги, решает участковый инспектор. В его власти дать еще один шанс или поспособствовать отправке «клиента» в места не столь отдаленные. Интересуюсь, не тяготит ли груз ответственности? Ведь теоретически можно принять неверное решение и серьезно поломать судьбу человека, окончательно подтолкнуть к асоциальному образу жизни.
- Тяготит. Поэтому никогда не спешу принимать решения, сперва долго изучаю человека, интересуюсь мнением окружающих. Вы даже представить себе не можете, насколько в нашем деле помогают сами местные жители. Они добровольно становятся советчиками, информаторами в самом хорошем смысле этого слова! Именно они во многих случаях и решают судьбу соседа. Что касается этого гражданина – я уже давно не верю, что он исправится. Ему я помочь не могу, зато могу защитить его родственников.
Мы направляемся к следующему кадру. Иван Тарлюк выдает краткую «ориентировочку». Алименты не платит, детей содержать отказывается. Пьет. Однажды в крови обнаружили 7,4 промилле алкоголя – это практически кома, медики долго не верили в такую паранормальную стойкость. Как напьется – дерется, ладно бы на улице, так избивает родных.
В девятиэтажку на улице Куйбышева долго не можем попасть. Если верить домофону, хозяев в квартире нет. Правда, инспектор предполагает, что попросту не хотят открывать дверь. Ведь отлично знают, что милиционер может заглянуть в любой момент. Спасибо соседям, не только подъезд открыли, но и заверили, что нужный нам человек на месте. Мне такая осведомленность несколько удивительна, а участковый лишь усмехается: «Вам бы соседа-дебошира, поневоле стали бы за ним присматривать».
Стандартный диалог:
- Здравствуйте, все ли у вас в порядке?
- Нормально, - бурчит помятое лицо в дверную щель.
- Могу ли я зайти и осмотреть помещение?
- Валяйте…
С принципе, участковый может быть и менее вежливым, предоставить доступ в квартиру ему обязаны по закону. Мало ли что там обнаружится. Как-никак, жильцы достаточно сомнительные. Однажды при скучном обходе был найден труп пожилого человека. Скончался жилец больше месяца тому, а никто и не заметил…
Следующий адрес – улица Пугачевская. Там два брата-акробата. Один просто тихий алкоголик, второй обвиняется в попытке убийства. Повздорил с собственной матерью. Принялся ее душить за то, что не позволила за руль в пьяном угаре сесть, забрала и спрятала ключи от машины. Год рождения матери, между прочим, - 1938.
- Несколько месяцев назад это случилось. Пострадавшая заявление в милицию, а сыновья ее непутевые проспались, в машину и ходу в неизвестном направлении. Говорят, в Россию подались. Ну, дело их срока давности не имеет, как только появятся, будут привлечены по всей строгости.
В квартире, действительно, пусто. Женщина в больнице, парни в бегах.
- Работенка у вас… - провоцирую инспектора. – Алкашей по подворотням шугать.
- Это не работа, это, если хотите, призвание. Если не нравится такая деятельность, в участковых долго не продержишься. Сколько инспекторов не выдерживали и года! Мне же нравится. Алкаши, как вы говорите, это только верхушка айсберга. На самом деле задача участкового – содержать в порядке вверенную ему территорию. С наскока этого не сделаешь, репутация «на районе» зарабатывается годами. И тогда никого шугать не приходится. Местные жители, если их мотивировать и организовать, сами начинают наводить порядок. Высшая цель – не гонять пьющих. А защищать граждан, которым не повезло жить по соседству.
Хорошо рассуждать, когда участок достался цивилизованный, в центре столицы. А ну на окраине какой-нибудь – намаешься! Иван лишь смеется, уверяет, что все территории с точки зрения хулиганства и бытового насилия одинаковые. Важно наладить там работу и показать, что на территории есть… Нет, не хозяин… Наблюдатель, что ли, который может что-то изменить в лучшую сторону.
Сегодня у милиции праздник. А инспектор что-то не веселится. Ему работать во вторую смену, а это значит, до 23.00. Да еще и выходной день. Так уж традиционно сложилось, что это самая горячая и неспокойная пора. Хуже только летом, когда определенный контингент перемещается из квартир на дворовые лавочки. Впрочем, на сегодня обход неблагонадежных жильцов близится к концу. Но это вовсе не значит, что Иван Тарлюк может отправляться в опорный пункт и спокойно разбираться с текучкой. За смену ему приходится проходить десятки километров. И даже если особых дел нет, «на районе» появляться нужно каждый день, чтобы в конце концов примелькаться, стать узнаваемым.
- Не секрет, что часто один только вид нашей формы вызывает у некоторых негатив, - делится мыслями Иван. – Чтобы сломать подобные стереотипы, нужно общаться с людьми. Например, когда-то заглянул к одинокой пенсионерке. Повода и не было, на чай, так сказать. В итоге беседовал с ней почти 2 часа. И столько интересного и полезного узнал от наблюдательной старушки! После этого стараюсь регулярно наведываться к жильцам. Если 7 лет назад фраза «Откройте, ваш участковый» вводила жильцов в недоумение и заставляла лихорадочно вспоминать, где и что нарушил, то сегодня все знают, что приход милиционера вовсе не означает наказание.
Общаюсь с инспектором и уже не в первый раз задаюсь вопросом: почему образованный, умный, энергичный человек на долгие годы «завис» на далеко не самой привлекательной с точки зрения карьерного роста и довольно мелкой должности? Не выдерживаю, задаю вопрос в лоб. Получаю такой же прямой ответ:
- Что касается длительного срока. У нас есть участковые, которые на одном участке работают по 20 и больше лет. Вот они – настоящие профессионалы, которые изучили свои «угодья» вдоль и поперек, знают всех жителей, их проблемы и печали. Насчет карьерного роста. Здесь действительно нет людей, которые рвутся к звездам. Работа участкового скорее призвание, жизненное кредо. Мы реально приносим хоть маленькую, но пользу обществу. Это как взять камень и загнуть торчащий в скамейке гвоздь. Никто и не заметит, но чувство самоудовлетворения останется. А еще многого стоит благодарность «подопечных». Да, бывает, ругаются, с кулаками бросаются, матерят. Недавно дверь в квартиру приоткрыл, а оттуда утюг вылетел. Но вот обратилась жительница с просьбой – поговорить с шумными соседями. А сегодня она специально мне позвонила и поздравила с профессиональным праздником. Приятно, что когда-то достойно выполнил свою работу, и люди этого не забыли.