Сделать акцент на особенностях зимнего вождения действительно не помешает, судя по дорожной обстановке в последние дни. Сбился со счета, сколько было подобных новостей: автомобиль в ходе обгона на заснеженной дороге занесло, и он вылетел на полосу встречного движения... А там, как известно, случаются и смертельные столкновения. Эта проблема, уверяет меня старший инспектор ДПС СП «Стрела» Денис Гучек, сейчас особо остра. И напоминает: «За данное нарушение ПДД можно получить наказание в виде лишения права управления транспортным средством сроком до одного года». Другой водитель, обогнавший на своем «Фольксвагене» в неположенном месте микроавтобус, после принудительной остановки виновато разводит руками: «Ну не заметил я этот знак! Всякое же бывает. Буду внимательнее в следующий раз».
Всего в тот день наряды спецподразделения «Стрела» только в двух районах, Борисовском и Логойском, выявили 6 таких нарушений. Каждое, особенно в непогоду, может привести к гибельным ДТП.
Жуткое ДТП в Воложинском районе, в котором погибла 35 летняя водитель и двое ее детей. Еще два ребенка получили травмы
Майор милиции рассказывает о моменте, который многие водители не учитывают во время обгона: «На двойной сплошной линии разметки часто образуется вал снега. Хоть сама дорога чистая, машины, совершая маневр и возвращаясь в свою полосу движения, одним колесом цепляют этот нанос. Машина враз становится неуправляемой». Почему образовывается эта снежная ловушка? Дороги обрабатываются соляно–песчаной смесью. Но для ее «работы» нужно, чтобы смесь постоянно раскатывалась колесами. Она и раскатывается, смещаясь к середине дороги, где становится неэффективной.
ДТП в Берестовицком районе
Но инспектора спецподразделения, конечно, специализируются не только на обгонах... Кстати, грубое нарушение случилось буквально спустя пару минут после начала рейда, когда мы были еще в Минске. На улице Якуба Коласа трамвай подъезжал к остановке и включил аварийно–световую сигнализацию. Водитель автомобиля «Шкода», следовавший за ним, почему–то решила не останавливаться. Ничего не напоминает? Именно на этом месте в ноябре 2017 года автобус сбил школьника, идущего к трамваю. Инспектор по громкоговорителю просит водителя притормозить, так как включенные проблесковые маячки никакого эффекта не возымели. Гражданка, судя по ее удивлению, о нарушенном правиле дорожного движения узнала только что — из уст Дениса Гучека. «Видимо, я не заметила, что трамвай включил эту свою сигнализацию. А ваше предупреждение я тоже сначала не увидела. Покажите мне запись видеорегистратора. Трамвай же еще не остановился!» Получается, она аварийно–световую сигнализацию не видела, проблесковые маячки прямо за собой — тоже. Что включенная сигнализация тормозящего трамвая равносильна красному сигналу светофора, она тоже не знает... Штраф в одну базовую не заставил себя ждать.
Интересуюсь у Дениса Гучека, какие факторы влияют на резкое увеличение уровня аварийности в дни снегопадов и морозов. «Некоторые водители до сих пор не перестроились с летней манеры поведения на дороге. Их действия за рулем в прямом смысле агрессивны. Резко выполняют перестроения и торможение, рискуя уйти в неуправляемый занос или неожиданно заставляя оттормаживаться другие машины», — отвечает на мой вопрос сотрудник Госавтоинспекции. Старший инспектор ДПС СП «Стрела» Виктор Соколинский делает уместное дополнение: «После летне–осеннего периода некоторые водители не учитывают скорость на том участке, где они часто ездят. Допустим, как придерживались 60 км/ч, так и продолжают движение с этой скоростью. А ведь снег, лед на дороге — тормозной путь увеличивается. Еще одна ошибка, когда думают, что раз «обули» машину в зимние шины, то авто будет вести себя так же, как и летом. На деле же это не так. Они лишь обеспечивают лучшую сцепку колес с дорогой».
По дороге обратно в Минск приходим к выводу, что лучше вовсе не разделять манеру езды на зимнюю или летнюю. Грамотный водитель должен ездить аккуратно и внимательно в любой сезон.
zhur@sb.by