В Беларуси выявили особо опасного жука-вредителя

У ясеня никто не спрашивал

Правда ли, что выявлен особо опасный вредитель, который может уничтожить чуть ли не половину наших лесов?
В редакцию «Сельской газеты» дозвонился Антон Никоненко из Лиозненского района. Антон Павлович заядлый грибник, очень любит лес. Но в последнее время стал замечать, что внешне здоровые деревья без явных признаков болезни начинают усыхать. И где-то он вычитал, что виной всему ранее неизвестный вредитель, готовый всего за десяток лет чуть ли не уполовинить наши леса. Страшно, правда? Вот и мы тут же стали выяснять, что же происходит, и на самом ли деле у страха глаза велики?



И в самом деле есть такой вредитель. Она агрессивная и прожорливая, называется ясеневой изумрудной узкотелой златкой. Пыталась  наводить порядки в Китае, но, не добившись успеха, сменила ареал обитания на Подмосковье. И сейчас здесь в результате ее массовых атак поражены тысячи ясеневых деревьев — неважно, защитные это полосы, аллеи или парковые посадки. Ясеневая златка съедает все, для нее нет преград.

Российские ученые приводят весьма неутешительную и для нас статистику: якобы к 2022 году златка оккупирует около половины всей Беларуси. К такому заключению подталкивают география, скорость распространения и условия выживания вредителя. И живучесть: личинки переносят даже минус 30 градусов. Вдобавок самка златки способна отложить до 90 яиц. Выйдя за пределы первичного ареала, она становится особо опасной: на новой территории ее действия ничто не сковывает, врагов, которые бы стали контролировать ее численность, нет.

Симптомы присутствия вредителя очевидны: кроны ясеней усыхают без видимых причин и становятся более разреженными, листья желтеют раньше обычного, на стволах образуются водяные побеги, из корней растет многочисленная поросль. Правда, если дерево крупное и здоровое, без боя оно не сдастся: златке нужно будет несколько лет, чтобы убить его. Если же молодое или ослабленное — гибель наступает уже на второй год.

Избавиться от чужеродного насекомого поможет лишь санитарная вырубка отдельных деревьев либо целых плантационных насаждений с последующим сжиганием древесины. На первый взгляд, просто и понятно. Но суть в том, что вредители в наиболее опасной стадии ведут скрытый образ жизни. Внешне ничто не выдает, что под корой дерева уже началась массовая атака. Увидеть результат их деятельности — многочисленные ходы, можно только удалив кору.

Роковой встречи, похоже, избежать не удастся: вредитель может добраться до нас уже в ближайший год. Его зафиксировали в Обнинске, откуда до ближайшей точки Беларуси всего лишь 350 километров по прямой. Учитывая, что златка способна преодолевать километр за день, уже можно начинать готовиться. Это один путь, более явный. Второй —  с древесной щепой, неокоренной древесиной и крупномерным посадочным материалом.

В Министерстве лесного хозяйства не берутся высказывать предположения, как проявит себя златка у нас. Лишь по одной причине — ранее с ней сталкиваться не доводилось. Есть и еще одно обстоятельство. На него обратил внимание начальник управления лесного хозяйства ведомства Николай Юревич: когда говорят о ситуации в России, речь идет о ясене пенсильванском. А в белорусских лесах произрастает лишь ясень обыкновенный, к которому вредитель менее расположен. Впрочем, это не повод расслабляться: все работы по лесопатологическому мониторингу нацелены на раннее выявление негативных факторов, связанных с чужеродным жуком-вредителем. Дело в том, что златка, по неофициальным данным, еще несколько лет назад была замечена под Смоленском, но перейти границу так и не посмела. По одной простой причине — из-за отсутствия кормовой базы: у нас преобладают хвойные леса, а площадь насаждений ясеня обыкновенного ничтожно мала — чуть более 20 тысяч гектаров, или примерно 0,2 процента от покрытых лесом земель.

То, что агрессор ранее не выявлялся в Беларуси — ни на территории при обследовании, ни в подкарантинной продукции, — подтвердили и в Главной государственной инспекции по семеноводству, карантину и защите растений. Начальник отдела карантинной экспертизы и методической работы Татьяна Ерчик заметила, что ясеневая златка если и попадет к нам, то только вместе с крупномерными саженцами, как это и было в случае с Москвой. Но и этот путь сегодня невозможен: ясень в достаточном количестве  выращивают в отечественных питомниках.

syritskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter