О конституционном статусе Всебелорусского народного собрания
— Сам факт появления на политической сцене и в Конституции такого важного института, как Всебелорусское народное собрание, закономерен. Очевидно, в наши дни ВНС, получив конституционный статус, никак не заменит уже имеющиеся институты законодательной власти. Это будет широкое представительство различных слоев гражданского общества, делегатами станут самые достойные. Процедура избрания еще будет оговорена, но уже сегодня ясно: ВНС — весомое дополнение в структуре органов власти и управления.
В его состав войдут организации объемные, масштабные, с приличной численностью.
Представительство широких масс граждан — важный фактор с точки зрения принятия обоснованных решений, обязательных для населения. В этом контексте ВНС как конституционный орган и есть та форма управления государством, которая способна уберечь суверенитет от внешних угроз.
Если рассматривать исторически, то подобные формы народного представительства уже существовали на белорусских землях. Со временем изменилась социальная структура общества, общественный строй стал другим. С учетом исторического опыта и традиций необходимость придать ВНС конституционный статус очевидна, что подтвердил и народ, высказав свое мнение во время референдума в феврале. Теперь четко, согласно Конституции, можно заявить: ВНС — орган представительства всех структур гражданского общества нашей страны.
О законе о гражданском обществе
— Оппоненты всегда упрекали, что у нас не развита структура гражданского общества. И вот момент настал. Беларусь идет своим путем, у нее своя модель развития. Поэтому, чтобы разработать законопроект о гражданском обществе, за примерами или разрешениями к кому-то обращаться не было необходимости. Все соответственно с пожеланиями нашего общества, в том числе гражданского.Часто задают вопрос: что же такое гражданское общество? Есть много определений. Каждый автор создает свои конструкции. Но время показало, что это понятие неотделимо от вопроса социальной ответственности его субъектов, их направленности на цели и задачи государства и общества.
Наличие закона о гражданском обществе — способствующий фактор укрепления государственной политики и управления страной. В законопроекте определены структуры гражданского общества, которые будут участвовать в формировании и работе Всебелорусского народного собрания. К тому же предложенные формы сотрудничества власти и субъектов гражданского общества позволят учитывать позиции разных слоев населения. Чем больше мнений и позиций, тем меньше ошибок при принятии управленческих решений.
О проявлении народовластия
— Наверное, все страны в мире считают себя демократическими. Может быть, у большинства это даже в Конституции есть. И у всех авторов, пишущих на тему демократии, тоже на данный счет свои представления. Но из учебников известно классическое определение демократии — «народовластие». Политологическое или гуманитарное сообщество считает: демократия каждого государства вырастает из ментальности и традиций его народа. Вот поэтому традиционализму как термину придается большое значение. Особенное звучание он приобретает для белорусов: связь с историческим прошлым для народа очень значима. Традиции, ментальность, которая, перемалываясь, со временем аккумулировалась и нашла закрепление в том числе в законах нашей страны.Всем, кто с этим не согласен, стоит принять во внимание: у Беларуси свой путь развития, экономические, социальные, культурные особенности основаны на традиционных ценностях. Увы, славянские ценности не совпадают с западными. Нам пытаются навязать что-то чуждое, а мы отвергаем, что и находит отражение в различных формах политической борьбы.
О противостоянии Востока и Запада
— Столкновение двух цивилизаций наблюдалось еще в древние времена. Основной повод — борьба за ресурсы. Системные аналитики выделяют несколько факторов накаленных отношений стран коллективного Запада с миром. И снова выходит на передний план борьба за ресурсы, которые работают на главный принцип — доминирование силы. Не нужно быть военным человеком, чтобы понимать: войну начинают, когда есть трехкратное превосходство в силах. Вот и страны НАТО уже посчитали: если они напрямую вмешаются в конфликт в Украине, с треском проиграют. У них по всем фронтам кризис, причем системный. Уход Лиз Трасс — яркое тому подтверждение. Уже ясно: с приходом любого другого на ее место ничего не изменится в лучшую сторону.Наши западные оппоненты исторически находились в противостоянии с миром. И хотя в 1920-х Англия де-юре признала Советский Союз, но за ней выстроилось более десятка стран, преследующих прежде всего экономические интересы. Военное мышление все равно у них постоянно преобладало: что-то отобрать, отвоевать. Сегодня видим продолжение этой политики. Западная пропаганда работает себе во вред. Там постоянный диалог альтернатив. Европейцы уже сами бунтуют: им, видишь ли, из-за подорожания энергоресурсов плохо. А в США на повестке дня Украина находится где-то в конце первой десятки общего списка. На первом месте инфляция, доходы населения, а Украина постольку-поскольку. Но американские амбиции распространяются на весь мир. США считают свое присутствие в любой стране обязательным. В любой! Для них конфликт в центре Европы — хороший повод ослабить ЕС, укрепить там позиции.
Белорусам особенно важно сплотиться ради достойного будущего страны. За годы независимости удалось создать крепкое государство. Сохранить родную землю для новых поколений — вот что главное сегодня.