Вчера в Берлине лидеры двух крупнейших партий достигли прорыва в согласовании коалиционного договора. Блок ХДС/ХСС канцлера Германии Ангелы Меркель и Социал–демократическая партия Германии (СДПГ), возглавляемая Мартином Шульцем, подписали соглашение о формировании правительства. И хотя за эти договоренности предстоит еще проголосовать на съезде СДПГ, в возвращении на политическую сцену большой коалиции никто не сомневается. Стороны уже поделили портфели, в частности, Социал–демократическая партия в новом правительстве сохранит за собой руководство министерством иностранных дел. Немецкий МИД под руководством Штайнмайера, а сейчас и Габриэля, активно проводил политику Ангелы Меркель в реализации минских соглашений. Это важный момент с точки зрения преемственности всех тех инициатив, которые брал на себя Берлин, и есть надежда, что сегодня открыт путь от большой коалиции к большому европейскому договору.
С созданием большой коалиции Германия выходит из политического кризиса. Понятно, что в первую очередь речь идет о внутренней политике, о соотношении сил, которое сложилось так, что крупнейшей и старейшей партии — ХДС/ХСС — пришлось срочно искать себе партнера. Социал–демократам выпал счастливый билет, и они готовы им воспользоваться, чтобы, как сказал глава СДПГ Мартин Шульц, — «пробить наивысший уровень социал–демократической политики». Это означает, что социал–демократы готовы выжать у прижимистой фрау Меркель максимум социальных благ для своих избирателей.
Но в то же время в коалиционном соглашении ясно выражена озабоченность напряженной обстановкой в Европе. Первая глава коалиционного договора начинается с темы развития ЕС и носит название «Новый прорыв для Европы», тем самым обозначая приоритет будущего кабинета министров. Будущая коалиция считает также по–прежнему актуальной идею создания общего экономического пространства от Владивостока до Лиссабона, о котором несколько лет назад руководитель германского МИД говорил и в Минске.
Будущее правительство ФРГ уже сейчас, на стадии формирования, обозначило возврат к безусловному выполнению минских договоренностей и даже взяло на себя обязательства участвовать в восстановлении Донбасса. Об этом большая коалиция и будет, как следует из текста, опубликованного ведущими немецкими СМИ, «вести диалог с европейскими партнерами».
О каком диалоге идет речь и как в этом контексте относятся в Берлине к новому переговорному процессу о безопасности Европы типа «Хельсинки–2»?
Германский эксперт Вольфганг Зендер, с которым я обсудила последние новости, считает, что момент для более широкого понимания инициатив Беларуси наступил. Как глава белорусского регионального представительства немецкого Фонда Конрада Аденауэра (фонд Христианско–демократического союза) господин Зендер предлагает обсудить, какие общие задачи и вызовы стоят перед нами.
По его мнению, очень логично, что Беларусь требует расширить переговорный процесс, более того, это очень положительная роль, которая показывает, что наша страна готова даже выйти за пределы своих собственных узких интересов. Это, говорит Фольфганг, вполне европейский подход — смотреть не только на себя и свои проблемы, но и думать, что я могу сделать для своих соседей.
Но есть проблемы в деталях. Одной из таких деталей, по его мнению, является название «Хельсинки–2». Эта фраза напоминает о холодной войне, надо найти слова более привлекательные для западного уха...
Что ж, не в словах суть. Главное — надо выстраивать доверие и смотреть, на каких полях мы можем говорить и какие профессионалы должны в этом участвовать. Уже сейчас представитель Фонда Конрада Аденауэра предлагает начинать разговор на уровне экспертов, к которому подключатся дипломаты. И на Западе, и на Востоке заинтересованы в том самом «новом прорыве для Европы», о котором сказано в коалиционном договоре. Как резюмировал мой собеседник, в Германии видят, что Беларусь над этим работает.
Что ж, работы непочатый край. И эти темы в том числе отражены в большом коалиционном договоре. Здесь и судьба Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), которая вызывает беспокойство. И новые инициативы в области контроля над вооружениями и разоружения. И отказ от всех видов оружия массового уничтожения, и свободный от ядерного оружия мир. Берлин готов вести разговор об этом со всеми своими партнерами, так что путь от большой коалиции к большому европейскому договору открыт.
romanova@sb.by
У коалиции большие планы
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.