Честно говоря, наукоемкие биометрические протезы конечностей, которыми инвалид может управлять, как живыми, — вещь, безусловно, сложнейшая, но все же они не производят такого эмоционального впечатления, как искусственный сустав. Ведь насыщенная электроникой «машина» со стороны не воспринимается как часть тела. Она остается чужеродной приставкой к нему, неким хайтековским костылем, который можно отстегнуть, перезарядить, почистить, починить. Искусственный же шарнир, вмонтированный, например, на место пришедшего в негодность естественного тазобедренного сустава, ничем не выдает своего присутствия. И тем удивительнее осознавать, что хомо механикус, несущий в себе такую, внушительных размеров, «железку», может жить полноценной жизнью – ходить, плавать, ездить на велосипеде, не позволяя себе разве что слишком большого усердия во всем этом.
Именно тазобедренный сустав, разрушение которого при аварии или вследствие болезни гарантированно делает пострадавшего инвалидом первой группы, стал самым востребованным на рынке рукотворных человеческих запчастей. Белорусские медики давно освоили эти операции и могли бы делать их гораздо чаще, если бы не высокая цена таких шарниров. Вот почему перед отечественной наукой и производством была поставлена задача — освоить эту сложную импортозамещающую продукцию, сделав ее, естественно, доступной по цене. И проблема была решена.
Под руководством доктора медицинских наук академика Александра Руцкого была разработана конструкция эндо-протеза тазобедренного сустава, изготовление которого освоило ЗАО «Алтимед». В реализации проекта и доведении производства до промышленных кондиций приняли участие и ученые Физико-технического института Национальной академии наук Беларуси – головной организации по программе. Они предложили оригинальную технологию производства заготовок основных деталей искусственного сустава, что предопределило конкурентные преимущества отечественной продукции. Первые испытания новинки и внедрение ее в лечебную практику были проведены на кафедре травматологии и ортопедии Белорусской медицинской академии последипломного образования, и сегодня накопленный здесь опыт используется во многих клиниках страны.
Объединение усилий партнеров, а также внимание к проблеме со стороны Госкомитета по науке и технологиям, включение инновационного проекта в программу бюджетного финансирования позволило быстро нарастить интеллектуальный и технический потенциал и выпустить в минувшем году 2,5 тысячи эндопротезов. На этот год заказ Минздрава составил уже 5 тысяч искусственных суставов, что позволит обеспечить примерно половину годовой потребности страны в таких имплантатах. При этом очень важно, что отечественные протезы, не уступающие, а иногда и превосходящие импортные по качеству, обойдутся белорусским потребителям в два-три раза дешевле.
— За годы освоения но-винки, то есть с 1999-го по 2007-й, в ЗАО «Алтимед» произведено готовой продукции, в основном эндопротезов тазобедренного сустава, на 12 миллиардов рублей, – говорит руководитель и главный конструктор инновационного проекта Игорь Данильчик. — Прямая экономия за счет разницы в цене импортной и отечественной продукции составила около 10 миллионов долларов, в то время как бюджетные затраты не превысили 784 миллионов рублей. Таким образом, на каждый вложенный доллар получено 27 долларов экономии бюджетных средств, и достижение этого результата в значительной мере было обеспечено сотрудниками лаборатории точной штамповки Физико-технического института. В настоящее время отечественный производитель получил европейский сертификат соответствия, что позволяет поставлять эндо-протезы не только на внутренний рынок, но и на экспорт. При существующих ценах, 3 тысячи комплектов, поставляемые за рубеж ежегодно, обеспечат валютные поступления не менее 5 миллионов евро.
Своим зарубежным покупателям белорусские производители вполне могут предлагать протезы по более низким ценам, и это не будет демпингом. Ведь благодаря технологиям, работу над которыми ученые академического института начали еще в советское время, выполняя важный оборонный заказ, заготовки из сверхпрочного кобальт-хром-молибденового сплава действительно обходятся им значительно дешевле, чем конкурентам. При этом детали искусственных суставов получаются более долговечными.
Впрочем, специалисты считают, что организация более масштабного, в том числе и экспортного, производства эндопротезов тазобедренного, а затем и коленного, локтевого, плечевого суставов на базе технологического комплекса ЗАО «Альтимед» невозможна без расширения номенклатуры и увеличения объемов выпуска точных полуфабрикатов деталей. А для этого нужно серьезно заняться обновлением предельно изношенной производственной базы лаборатории точной штамповки Физико-технического института, что ученые сейчас и пытаются доказать.
На снимке: директор ЗАО «Алтимед» Анатолий ДОСТА с образцами продукции.