Ветеран Семен Подофедов — о ликвидации безграмотности, боях на реке Терек и надежде, которая помогла выжить

Тяжелые уроки войны

В Гродно на улице Парижской Коммуны часто можно увидеть пожилого мужчину, который не спеша прогуливается. Это 100-летний ветеран Семен Подофедов. Человек, который прошел нелегкими фронтовыми дорогами от Грозного до Праги, где и встретил победу. Кандидат философских наук, в прошлом заведующий кафедрой Гродненского медуниверситета и сегодня бодр духом и крепок телом. Он не устает повторять судьбе: «Чем больше тебе лет, тем больше счастья!»

Семен ПОДОФЕДОВ: «На мой взгляд, при любых обстоятельствах у человека остается надежда на лучшее».

Тяга к знаниям

Родом ветеран из села Советское Чимкентской области Казахстана. Родители были малограмотными людьми, семья — многодетной, поэтому на помощь рассчитывать не приходилось. А жажда к знаниям у юного Семы была нешуточная. Особенно парень любил математику. Одно время по настоянию школьного учителя даже подрабатывал репетитором. 

— Поступил на физмат Среднеазиатского государственного университета в Ташкенте, но быстро понял, что будет трудно найти работу, и подал заявление на исторический факультет, — вспоминает начало своего жизненного пути собеседник. — Историков тогда не хватало. И буквально на следующий день после зачисления в вуз меня взяли преподавателем истории 7—8-х классов в образцовую школу № 102. 16-часовая нагрузка в школе, учеба, активная общественная работа. Жить в таком ритме было непросто. Часто преподавал материал, который еще не проходил в институте. В 1937-м в стране была разработана большая программа под названием «Ликбез» — ликвидация безграмотности, ведь 75 процентов населения не умело читать и писать. Во всех учреждениях, больших и малых, создавались группы, куда приглашали студентов вроде меня. Довелось учить даже целую пожарную команду. 

Версты войны

Все планы студента и педагога разрушила война. В 1941-м он как раз окончил третий курс и приехал домой в родную деревню на каникулы. 

— В августе призвали в армию и направили на ускоренные курсы в минометное отделение Фрунзенского пехотного училища, — вспоминает ветеран. — Окончил их в январе 1942-го, получил звание лейтенанта, назначение и отправился служить в город Термез на юге Узбекистана командиром взвода 120-миллиметровой минометной батареи, которая вскоре перебазировалась на Кавказ. В августе мы уже были в 70 км от Грозного, под городом Моздок. Дивизия вступила в бой на реке Терек. Там вели бои до ноября, немца дальше не пустили — и нас перебросили под Орджоникидзе, где шли упорные бои. В конце декабря началось наступление. В феврале подошли к Краснодару, где и воевали почти полгода. 

В 1942 году молодой лейтенант уже командовал взводом батареи 120-миллиметровых минометов.
После освобождения Кавказского региона дивизию, где служил наш герой, перебросили в район Киева, где она вошла в состав 1-го Украинского фронта. Месяц за месяцем армия продвигалась на запад, Семен Подофедов участвовал в боях на территории Польши, Германии, Чехословакии. Принимал он участие и в Берлинской операции, но до самого логова не дошел буквально чуть-чуть. Закончил войну в Праге в звании майора. Был дважды ранен, контужен. В копилке наград — орден Великой Отечественной войны I степени, два — II степени, орден Красной Звезды и 24 медали. Особенно дороги «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За взятие Берлина» и «За освобождение Праги».

— Бывали такие дни, когда приходилось смотреть смерти в глаза, — вспоминает Семен Феофанович. — Думалось: все, это конец. Но мы вставали и шли дальше. Почему-то вспомнились сейчас слова, прочитанные в одной книге про войну. Автор уверял, что очень многие солдаты, принимавшие участие в боевых действиях, говорили о потере человеческого облика в определенных условиях. Не согласен. Да, было много боли, крови, страха. Но, по моим личным наблюдениям, как бы тяжело нам ни было, лишь единицы были сломлены морально. На мой взгляд, при любых обстоятельствах у человека остается надежда на лучшее. Мы делали все для того, чтобы выжить. Занимали выгодные позиции, старались лучше окопаться, не лезть почем зря под пули, поддерживали друг друга.

Мир и квартирный вопрос

После войны Семен Феофанович работал преподавателем истории в училище ремесел. Однажды он случайно встретил свою бывшую одноклассницу, на которой очень быстро женился. Вместе с Музой Антоновной он счастливо прожил почти 50 лет, они вырастили троих детей. 

— В ноябре 1949 года меня вновь призвали в армию, — вспоминает Семен Феофанович. — Служил пропагандистом танко-самоходного полка в Туркестане, состоял на преподавательской работе в структуре Туркестанского военного округа в Фергане. Однако желание учиться не пропало. Охотно вернулся к учебе в университете, который заочно окончил в 1948 году с отличием. Затем обучался в аспирантуре философского факультета Военно-политической академии имени В.И. Ленина в Москве. Сразу после окончания адъюнктуры защитил кандидатскую диссертацию. После переехал в Ленинград, где преподавал философию в военно-морском училище. 

— Много лет злободневным был для меня квартирный вопрос, — перечитывает биографию Семен Феофанович. — Вместе с тещей нас было шестеро. А жить приходилось в 12-метровой съемной квартире. После демобилизации в 1957 году начал обивать пороги в поисках работы с предоставлением жилья. И мне предложили рассмотреть Гродно, где требовались преподаватели философии. Тут же отправился на вокзал и купил билет. Город сразу понравился. Чистый, ухоженный, зеленый. Кстати, на первом этаже дома на углу площади и улицы Парижской Коммуны находился, пожалуй, самый лучший гастроном города того времени — «Центральный». А сейчас там торгуют обоями. Пошел к директору сельхозинститута, который показал мне вот эту самую квартиру. В доме уже заканчивали настилать кровлю. И я поехал за семьей. 

С 1957 года и по сей день ветеран живет в той самой трешке в доме по улице Парижской Коммуны. За десятки лет Гродно стал для него родным. Он не устает повторять это в кругу друзей, коллег и учеников. В городе над Неманом он сначала трудился в сельхозинституте, а с 1961-го — в мединституте. Он единственный возглавлял кафедру более 30 лет. Все, кто знает Семена Феофановича, говорят о его мудрости, интеллигентности и удивительной любви к людям. 

kondratsieva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter