Что художник, творя, не думает, - общеизвестно. Думал бы – остался бы инженером. Когда Лявон Вольский писал: «Мы – партызаны, лясныя браты», вряд ли он хотел романтизировать бандитизм прибалтийских «лесных братьев». Вряд ли заморачивался и Пит Павлов, когда в последние выходные марта в Киевском сквере переиначил припев песни так: «Мы - партызаны, любiм наш край, ачысцiм свой край, ай-цвай-драй!» Очистят, стало быть, лесные братья свой край на ein-zwei-drei... От кого, хочется задумчиво спросить? Но нет смысла, повторю, художник не думает.
Когда Сергей Михалок на пятом десятке клянется: «Все пацаны дружбой сильны. Плечом к плечу, здесь все равны», - это понятно и объяснимо. Романтики по-прежнему хочется. Но вот и продолжение стихотворения: «Будем рвать королей и валетов. Кто против народа, отведай кастета!» Хорошо бы подросткам-тинейджерам и остальным не смогшим преодолеть этот порог понимать, что кумир это кричит… фигурально. Что никуда он сам не пойдет, никого рвать не будет, у него – концертный график и куча контрактов. Отвечать же за чужой кастет и его последствия он не согласится никогда. Да вы что, скажет, это ж художественный образ! И юридически будет прав. Просто не подумал, написалось, бывает… В этом смысле лучше всех Змицеру Войтюшкевичу: пой себе на стихи любимых поэтов, творчества на всю жизнь хватит. Лишь бы сами поэты не подкачали.
И когда художник-творец легендой выходит в определенный день в центр города с гитарой, будьте уверены – он не сильно думает. Он хочет хайпа. У него в футляре – протест. Не сильно и важно, против чего, - он есть. У легендарного музыканта и протест соответственно легендарного размера. В смысле – ну совсем уж необдуманный.
Им же, задержанным Вольскому, Войтюшкевичу, Ворошкевичу и примкнувшему к ним Аракеляну, - им же не было дела, чем займется молодая, безбашенная, разгоряченная их песнями толпа после того, как они свой хайп словят и инструменты сложат? Цветочки она пойдет нюхать или камнями в стекла бросать – это ведь уже не их забота, правда? А ну как провокатор в той случайно собравшейся (а совсем даже не ими собранной, да ведь?) толпе появится – что тогда делать? Звать милицию? Так она уже здесь, она – по долгу службы – подумала заранее. Так что вы уж извините и пройдемте. Вчетвером посидеть пару часов в РУВД, вспомнить молодость - тоже, знаете ли, приключение. Будет о чем писать. В новых песнях. Или уже и в мемуарах.
А без протокола хочется спросить у легендарных наших (а заодно – и у поэтов и писателей, лауреатов и интеллектуалов): вы что, собственно, собирались отмечать? Как сто лет назад кучка утопистов крикнула «незалежнасць» и разбежалась, ничего не сделав? Часть из них, напомню, всю оставшуюся жизнь мыкалась по заграницам, сотрудничала с кем ни попадя и председательское кресло чуть не по наследству передавала. Ну, предположим, если больше нечего – и это отметим, бывали поводы и посильнее за уши притянутые.
Но вот ни разу я не вспомню, чтобы наши «Саўка ды Грышка ладзiлi дуду», чтобы вместе повеселиться и нас порадовать на 9 Мая. Или на 3 июля. А ведь эти даты – они гораздо больше про независимость Беларуси. Про свободу и про волю. Потому что ваши же деды, легендарные, не в кабинетах трещали и не на митингах горлопанили, а в окопах воевали за них. Надеюсь. Здоровье отдавали, товарищей, жизни свои. За независимость от концлагерей. За свободу от гетто. За волю, против рабского труда у бауэров. Да и просто чтобы вы жили, потому как если бы не 9 Мая и 3 июля – вас, гордость вы наша, могло бы и вообще не быть. Не нужны были на этих (на наших) землях лишние люди по плану «Ост», забивались они, как скот. Или вы себя и дедов своих видите там не лишними, а, наоборот, - полезными? Вряд ли.
Тогда вместе с вами давайте напомним любителям «нашей и вашей свободы», что как раз их свобода – многих, в том числе поляков, чехов и даже венгров, - пришла отсюда. И жизнь их, многих, - отсюда. И принесли ее, ничего не потребовав взамен, наши деды и прадеды. Или, повторю, кто-то считает, что уж они-то нацистам-гитлеровцам пригодились бы? Пусть встанут и об этом громко, в глаза, скажут. Хором споют, чтобы все услышали.
Вместе с вами - напомним? Или у вас (не только у музыкантов спрашиваю) есть контракты, планы, обязательства и боязнь расстроить своих возможных работодателей? Ответьте…
Внутренний протест есть у каждого человека. У творческого – тем более. Корни его, видимо, в том трехлетнем возрасте, когда – будешь манную кашу кушать? Не манную, не кашу и не буду! Но взрослые люди, хотел было написать и остановился. Ведь художники – они же всю жизнь дети. Особенно легендарные. Так оно устроено и иначе оно не работает.
Поэтому надо разговаривать и объяснять. Как учит педагогика – спокойно, по-взрослому, не подстраиваясь и без сюсюканья.
Иначе – никак.
mukovoz@sb.by