В Житковичском районе в эти дни – как в Санкт-Петербурге. Разведены мосты. Два берега одной реки в первые дни зимы разделил не паводок, как это принято на Полесье, а… треснувший мост. Длиннейшая в нашей стране капитальная переправа через Припять, альтернативе которой нет на многие километры окрест. Движение по нему – безопасности ради – оперативно остановили. Чем вызвали глобальную даже в масштабах страны проблему: белорусская «житница» Туровщина превратилась в отрезанную от «большой земли» заречную зону. Еще, казалось бы, вчера расстояние между районным центром и его ближайшим спутником Туровом можно было преодолеть за 20 минут, нынче путь может растянуться аж на четыре часа. Корреспонденты «СБ» диктуют репортаж с места глобального ЧП.
О причинах происшествия (шутка ли, мост через Припять ровненько над рекой попросту просел) в Житковичах рассуждать не спешат. Ее, мол, определит соответствующая комиссия. Гораздо важнее сейчас сделать так, чтобы местные жители не успели прочувствовать на себе неудобств. Перераспределить логистику передвижения. Она проста: большегрузам – либо через Мозырь, либо через Пинск. Пусть и крюк в две с половиной сотни километров, но, увы, по-другому никак. Легковым автомобилям – через паром в Петриковском районе. Теперь он работает 24 часа в сутки. Дальнейший путь - дорога между петриковской деревней Снядин и Туровщиной, конечно, не ахти, но дорожные службы уже активизировались. На проблемном участке вовсю работает техника: подсыпают, грейдируют. Велосипедистам и пешеходам еще утром можно было перейти мост пешком (переехать – только автомобилям оперативных служб). Приятного, конечно, мало. Преодолеть пенсионерам 800 метров – та еще задача, но все же. Однако не самый плохой был вариант, учитывая, что ситуация меняется едва ли не каждый час. Только-только председатель Житковичского райисполкома Дмитрий Гайкевич поспешил успокоить журналистов: стратегия, мол, разработана, как очередной звонок из лаборатории: и движение пешеходов весьма небезопасно… Спасатели разъясняют этот запрет едва ли не на пальцах: если вчера, дескать, в трещину помещался спичечный коробок, сегодня уже и кулак запросто влезет.
Поэтому единственно возможным общественным транспортом между «большой землей» и «заречной зоной» (а по сути, этакой машиной времени, переместившей Житковичский район в 1985-й год, когда новый 800-метровый мост только-только готовился к открытию), в эти дни стали катера. Между деревнями Борки и Черничи, расположенными соответственно на припятском лево- и правобережье, их работает сразу два. На борт, правда, они могут взять лишь пятерых человек каждый. Однако форсировать на «моторке» 150-метровую главную полесскую водную артерию страны займет считанные минуты. Не ими, впрочем, едиными. На припятском берегу ревут бензопилы. Лесники срочно расчищают пойму реки от ив. Задача предстоит амбициозная: уже к воскресенью военные совместно с МЧС должны навести с одного берега на другой понтонную переправу. А параллельно расчистить к ней подъезды.
- С советских времен такого не припомним, - делятся в ожидании своей очереди к катеру (она, кстати, двигается очень быстро) старожилы. – Катер здесь пускали разве что весной, во время ледохода. Летом и осенью, пока моста не было, через реку переправлялись на пароме. Зимой – по льду. Его – дополнительной крепости ради – устилали дощечками. Впрочем, зимы в то время были настолько суровыми, а лед до того толстым, что выдерживал и грузовой автомобиль. Да и в мосту особого смысла, если честно, не было. Сколько на весь район на тот момент было машин? Это сейчас они едва ли не в каждом дворе.
Подсчитано: ежедневно по Туровскому мосту проезжало более тысячи авто. Велосипедистов и пешеходов так и вовсе несть числа. Поэтому сложившуюся ситуации здешние жители характеризуют хоть и кратко, но емко: катастрофа. За тридцать минут утренней прогулки по мосту (а именно столько времени занимает дойти пешком от одного «блокпоста», у которого сотрудники ГАИ тормозят и разворачивают зазевавшихся водителей, до «другого»), пока еще не действовал запрет, историй наслушались разных.
- Жена работает на Туровском молочном комбинате, живем мы в Житковичах. На работу вчера ей пришлось ехать аж через Мозырь – заняло это три с половиной часа. Обратно рабочая маршрутка довезла ее до моста, там я супругу и встретил… Километр, считайте, мне пешком туда, километр обратно. Ладно бы молодежи, ей прогуляться даже полезно. А представьте, какого старикам? – вопрошает один из пешеходов, так и не пожелавший назвать свое имя.
- Почему дорога закрыта? – этот вопрос один из прохожих почтенного возраста задает уже нам. Пытаюсь поддержать беседу: дескать, Министерство по чрезвычайным ситуациям ведь разослала всем здешним абонентам сотовой связи смс-ки, однако дедушка… попросту не имеет мобильного телефона.
- Мы в больницу, родственника навестить! Безвыходная ситуация! До моста нас довезли, а дальше будем попутку ловить, – с полным пакетом памперсов и других гостинцев шагают через мост Александр и Екатерина.
- Мы из «Евроопта».
- Мы в командировке были, возвращаемся в Минск, по ту сторону моста нас ждет маршрутка, мне с дочкой вечером в цирк идти.
С моста наблюдаем: прямо у кромки воды что-то оживленно обсуждает группа людей. Здесь работает штаб во главе с председателем райисполкома Дмитрием Гайкевичем. Поэтому о складывающейся обстановке узнаем из первых уст:
- Жизнеобеспечение не нарушено. Ситуация не критическая. Скорая помощь базируется и в Турове, поэтому проблем мы не видим. Обеспечили магазины Туровщины месячным запасом продуктов. Хлеб возим из Петрикова и Лельчиц. Затраты пока не посчитывали.
- Но мост же только совсем недавно реконструировали, Дмитрий Степанович? Почему такая проблема возникла в принципе?
- Меняли только верхнее покрытие…
Острее всего, пожалуй, проблему перекрытого моста должен был ощутить Туровский молочный комбинат. Ведь заблокирован оказался кратчайший путь на Минск. А кроме того, удлинилась дорога домой для десятков сотрудников, проживающих в Житковичах. Директор предприятия Ольга Луцко, впрочем, настроена оптимистично:
- Никаких убытков завод не несет. Все в штатном режиме. Продукцию в столицу возим через Давид-Городок либо же через Мозырь. Что касается проживающих в Житковичах работников, таковых на нашем предприятии 60 из трех сотен. Кому это необходимо, готовы на время переселить в Туров. Скажем, я так и сделала.
Подставить плечо Житковичам готовы и соседи. Каким именно образом? Звоню в Лельчицкий райисполком. Там вводят в курс дела: на помощь выехали сотрудники Госавтоинспекции. Дабы помогать перенаправлять автомобили в объезд.
- Ежели что, по первому звонку готовы подсобить и наши спасатели. Выехать на пожар либо на любую другую чрезвычайную ситуацию. Сам наш район перекрытие моста пока не ощутил. Разве что фур на нашей территории со стороны Брестчины стало намного больше.
Сколько времени будет бездействовать переправа, анализировать пока не спешат. Минтранс, впрочем, уже предостерег: работы могут растянуться и на год.
Репортаж из-под Турова, где треснул длиннейший в стране мост
Туровская переправа: берег левый, берег правый
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.