Животновод Галина Морозько: «У нас команда — нет чужой работы, коллеги помогают друг другу»
В минувшую субботу Президент посетил сельхозпредприятие «Полесье-Агроинвест» в Петриковском районе, учредителем и собственником которого выступает Мозырский НПЗ. Проинспектировал сев озимых, а также побывал на товарной ферме «Турок» по выращиванию молодняка крупного рогатого скота. Прямо в поле Александр Лукашенко принял кадровое решение, дав согласие на назначение нового председателя Петриковского райисполкома — руководителя хозяйства. Корреспонденты «СГ» оперативно выехали на место узнать подробнее о ферме, про которую Глава государства сказал: «Это идеально».
Александр Лукашенко:
— Это самый нормальный вариант. Телят держать надо под крышей. Все эти клетки — чепуха. Особенно полиэтиленовые. Я попробовал у себя на ферме: когда жарко, теленок весь вспотевший и мокрый — точно заболеет. Мы привыкли: дворцы, дворцы… А животным дворцы не надо. Им чем проще, тем лучше. Что тут удивительного? Аккуратненько все сделано. Легонькая крыша, накрыть шифером, чем угодно. Главное, чтобы не затекало. Это надо железно заставить всех сделать. Надо поставить задачу: при каждом комплексе иметь вот такой лагерь, где будет трехнедельная скотина. Это идеальный вариант.
Во время рабочей поездки в Петриковский район, 3 августа 2024 года.
Спустя несколько дней после визита Главы государства порядок на ферме по-прежнему впечатляет: даже на асфальте возле помещений образцовая чистота. В первую очередь направляемся к навесам, под которыми в отдельных деревянных загородках самые маленькие, трехнедельные, обитатели фермы. Именно здесь Глава государства отметил преимущества петриковского подхода.
У каждого теленочка вдоволь мягкой натуральной подстилки из сена, достаточно воды и комбикорм в доступе. Общая крыша над загонами обеспечивает защиту от дождя и снега, однако, по сути, малыши живут на свежем воздухе.
Бригадир производственной бригады животноводства товарной фермы «Турок» Татьяна Писаренко поясняет, что по технологии поступающих на ферму телят 60 дней держат на молоке — по 2 литра утром и вечером на каждого.
— Привозят его с соседней фермы в Вышелове, — поясняет Татьяна Ивановна. — Каждого теленочка выхаживаем. Были случаи, к примеру, когда малыш рождался весом всего 5 килограммов (в норме новорожденный от 25). И выжил, все вместе выкормили! Сейчас в индивидуальных станках 16 телят.
Животновод Галина Морозько в хозяйстве работает почти четверть века. Говорит, даже в отпуске постоянно заглядывает на ферму и проверяет, как чувствуют себя подопечные.
— Мы не пользовались пластиковыми домиками для телят никогда, — делится она. — В то же время все стоят индивидуально, можно за каждым проследить, кто как ест, здоров ли. Используем специальный осушитель-подсыпку, который обеззараживает индивидуальные станки после передачи телят на сарай-телятник. У нас соблюдается технология «пусто-занято». Это означает, что перед новым приемом станок некоторое время остается пустым. При малейших сомнениях связываемся с ветеринаром и оперативно лечим. У нас команда: нет чужой работы, коллеги помогают друг другу.
Животновод Галина Морозько.
Что особенного в ферме «Турок»? Она нацелена именно на выращивание молодняка для пополнения других ферм хозяйства. Помещения не новые: последнюю реконструкцию провели в 2010 году. Сейчас она состоит из шести животноводческих помещений для содержания крупного рогатого скота на 1469 ското-мест. Бычков здесь немного, всего 90, с телочками разделены. С трехнедельного возраста малыши стоят под навесами, затем примерно с шести месяцев размещаются в просторных сараях с выгульными площадками. Практикуется беспривязное содержание, есть отдельное размещение по возрастным группам.
Телята постарше, которых только сняли с выпойки, встречают нас громким ревом — требуют молочка. Оказалось, их переводят на комбикорм, сено и солому в соответствии с технологией. В одном помещении около 300 голов, и они действительно со всех боков очень чистые!
— Ничего специально к приезду Главы государства не вычищали, солому и опилки, которые используются на ферме, трактор выталкивает по мере загрязнения, — поясняет бригадир фермы. — Ведь чистота важна для здоровья животных, и мы заинтересованы в этом. Единственное, что сделали накануне, — покрасили металлические ограждения на выгульных площадках.
Животновод Артем Браим.
Работников на такое количество животных на ферме совсем немного: семь животноводов, осеменатор, два ночных животновода и два тракториста. К примеру, животновод Анна Лебедич обслуживает 1,5 сарая: 212 голов в одном и 145 — в другом.
— Рабочее время у нас соблюдается, с 8 до 17 часов, есть и выходные, — отмечает собеседница. — Зарплата зависит от привесов. Примерно 900 граммов в сутки у телят до 3 месяцев, 1200 — от 3 до 6. Контролируем рацион, чтобы вес телочек не превышал 360 килограммов к 13 месяцам. Эффективность осеменения — до 80 процентов. Если в нормы укладываемся, есть премия. Кроме того, ежемесячно от предприятия получаем продуктовый набор: сыр, колбасы, курятину и другие продукты.
Между прочим, дочь животновода Галины Морозько выучилась на зоотехника. Всего же у полешучки четверо детей! Дома в деревне Голубице большое хозяйство: конь, козы, куры.
— Заниматься воспроизводством самостоятельно выгодно: сразу закладывается основа — здоровый скот, причем наша технология простая, — отмечает и.о. главного зоотехника «Полесье-Агроинвест» Татьяна Колодей. — Общее поголовье крупного рогатого скота — 9840 особей, они размещены на пяти молочно-товарных и двух товарных фермах.
Татьяна Колодей.
Специалист отмечает, что не все идеально. У них всего три ветеринарных врача, и, конечно, предприятие хотело бы увеличить их количество. Тем более есть и жилье, и зарплаты.
В заключение поговорили о том, в чем все-таки успех работы сельхозпредприятия.
— Каждый сам делает красоту, — подчеркивает Татьяна Писаренко. — Мы любим этих телят, как родных детей. Душа болит за них. Мы всегда на связи и готовы прийти и ночью, если нужно. Такое у нас чувство ответственности.