Год получился динамичным
— Ирина Николаевна, по вашим наблюдениям, каким выдался 2023 год для туротрасли?— Динамичным, ярким, позитивным. Причем мы видим, что темп растет по всем направлениям. Вместе с тем несмотря на рост выездного туризма, интерес к внутреннему остается повышенным и прибавляет — значит, мы смогли заинтересовать наших граждан больше и чаще путешествовать по своей стране, это стало привычкой. Благодаря расширению полетных программ с российскими регионами, организации железнодорожных и автобусных маршрутов все больше гостей из восточной страны-соседки едут к нам. Способствует этому и более тесное сотрудничество на уровне профильных туристических ведомств, проведение инфотуров, участие в специализированных выставках. Что немаловажно: мы видим, что ранее четко выраженные границы высокого и низкого сезонов расширяются, а понятие межсезонья сглаживается. Потому что люди пробуют отдыхать в разное время года, ищут уединения, комфортных ощущений, активно изучают варианты и приемлемый формат — объекты размещения тоже заинтересованы в загрузке и активно предлагают новые виды отдыха, программы, вводят бонусы и скидки в период, когда показатели немного проседают.
Кстати, я недавно участвовала в международном форуме в Санкт-Петербурге «Евразийская экономическая перспектива», где в числе прочих обсуждались вопросы развития туризма. Так вот смена пор года сейчас считается предметом гордости и преимуществом, ведь это значит, что каждые три месяца условно одному и тому же туристу есть что показать и предложить нового, турпотенциал автоматически расширяется — нужно только научиться грамотно его видеть и распоряжаться им. Как, например, это сделано в агроэкотуризме: спрос на отдых есть круглогодично. Сейчас, например, там можно покататься на санях, лошадях, посетить мастер-классы, записаться на новогодние и рождественские программы — в каждом регионе есть свои особенности не только в их проведении, но и в традиционных блюдах, которые готовили в это время. Выходят за пределы оказания обычных услуг и наши спортивные учреждения. Сейчас они предлагают покататься на лыжах, коньках, съехать с горнолыжных склонов. При этом постоянно появляются новые услуги, связанные как с активным отдыхом, так и с размещением, питанием и прочим. На фоне этого растет и число туркомпаний, впервые в Реестре субъектов туристической деятельности их так много — свыше 1,9 тысячи.
— Предпочтения белорусов в вопросе отдыха в своей стране изменились?
— Наши соотечественники не склонны к резкой смене своих привычек: в тренде культурно-познавательный, оздоровительный, экологический туризм, отдых в агроусадьбах и вблизи водоемов. При этом растет спрос на посещение промышленных предприятий во время экскурсий по ним, организацию деловых мероприятий. Отмечу один любопытный факт: все чаще в санатории заглядывают молодые люди, чтобы перевести дух на свежем воздухе, укрепить свое здоровье, получить качественные СПА-процедуры. Работаем над улучшением качества обслуживания на экомаршрутах. Видим, что попутно возникают дискуссии на тему того, как ограничить нагрузку на популярные экотропы, — вопрос вполне логичный. Считаю, здесь важно подходить не голословно, а с учетом разных мнений, особенно ученых. При этом надо понимать: туристы неизбежно оставляют свой след в природе. Наша задача — продумать, как минимизировать возможный ущерб.
Знаете, я люблю повторять, что развивать в первую очередь надо то, что хорошо работает, прибавляя в других направлениях. Кстати, о направлениях. В прошлом году законодательно, чтобы не было разночтений, определили 13 видов туризма, прописали требования к ним, закрепили ведомства, отвечающие за их развитие. Рассчитываем, это будет способствовать их комплексному развитию, а ощутимый рывок увидим уже в ближайшее время.
Что касается статистики, официальных данных по году ждем в марте. Тем не менее ожидаем, что число организованных — через турфирмы — поездок по стране со стороны соотечественников превысит 1,6 миллиона.
Для сравнения: в допандемийном 2019-м этот показатель составил 1,1 миллиона человек. В 2022-м было 1,53 миллиона. Но видим, что тренд на рост внутреннего туризма сохраняется. Одно из подтверждений тому — большой ажиотаж со стороны физлиц — участников республиканского туристического конкурса «Познай Беларусь». В этот раз к нам поступило более 830 заявок, от индивидуальных путешественников — свыше 170.
Гостеприимство границ не знает
— А как обстоят дела с въездным туризмом?— Мы видим, что турпоток из России растет — по загрузке средств размещения, санаториев, по отзывам экскурсоводов. Да и цифры по экспорту туруслуг подтверждают: за десять месяцев 2023-го — 175,4 миллиона долларов. Это почти на 20 процентов больше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Ожидаем, что по результату 2023-го прирост даже увеличится и будет примерно на четверть больше уровня 2022-го. Тогда, напомним, экспорт туруслуг превысил 180 миллионов долларов. В этом плане задел мы не растеряли, но и увеличиваем, несмотря на опасения некоторых представителей туриндустрии, что на фоне открытия новых выездных направлений прежний интерес может снизиться. Наоборот, появляется все больше вариантов удобного передвижения между нашей страной и российскими регионами, исходя из спроса появляется больше новых туристических маршрутов. В частности, мы теснее стали взаимодействовать с соседними областями — Псковской, Свердловской, Смоленской, Брянской, Калужской и другими. Если раньше в числе популярных направлений был патриотический, экологический туризм на сопредельных территориях, то сейчас их становится больше. Например, в лидеры выходит сельский туризм, историко-культурный, оздоровительный. Чтобы соседи взглянули на нас по-новому, готовим для них большой информационно-рекламный тур.
— Туристы из каких регионов России едут к нам чаще всего?
— В основном из западных и центральных, с Урала. Проще говоря, из тех, с кем у нас налажена хорошая логистика, есть четкая договорная база о сотрудничестве. Эти регионы мы, если можно так сказать, относим к приоритетным на 2024 год. Их десять — это Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Мурманская, Тюменская, Нижегородская, Псковская, Смоленская, Брянская области, Башкортостан и Татарстан.— Россия — в топе лидеров въездного туризма. А кто еще рядом?
— К нам активно едут туристы из Китая. В январе — ноябре 2023-го нашу страну посетило более 11,4 тысячи граждан Поднебесной. Это в 1,5 раза больше, чем за 11 месяцев 2022 года. Наиболее востребованными у китайских граждан в нашей стране являются также такие виды туризма, как агроэкотуризм, экологический, историко-культурный, образовательный и деловой. Например, большой популярностью пользуются Мирский, Несвижский, Коссовский замки, посещение Национальных парков, заказников, заповедников — Беловежской и Налибокской пущ, других природных объектов. Популярен также историко-культурный «красный» туризм — речь о посещении туробъектов, связанных с историей СССР. В этом плане наиболее интересны китайским туристам Брестская крепость, «Линия Сталина», Дом-музей I съезда РСДРП и другие.
На уровне 2022 года держится турпоток из Турции: за 11 месяцев — более 10,6 тысячи человек. При этом мы видим, что интерес к взаимным поездкам жителей пространства ЕАЭС и СНГ будет только расти. В них сейчас много внимания уделяется развитию туризма — посмотреть однозначно есть что уже сейчас. Поэтому в планах сотрудничества на 2024 год значатся Узбекистан, Азербайджан, Казахстан.
Перспективен въездной турпоток из стран ШОС, Юго-Восточной Азии. Так, благодаря прямому рейсу из Минска в Дели открылся туристический рынок Индии — там необходимо активнее продвигать нашу страну. Вообще же популяризации отдыха у нас среди граждан Индии и Китая в следующем году мы намерены активно содействовать. Способствовать контактам с Поднебесной будет и заявленная полетная программа на остров Хайнань, ведь самолеты летают в обе стороны. Кроме того, напомню, что подписано соглашение об отмене виз с Вьетнамом, прорабатывается постановка прямого рейса между Минском и Ханоем. Идет речь об отмене виз с Таиландом… Думаю, подобных приятных для сферы туризма новостей из того региона мы еще услышим немало.
Пользуется спросом и безвизовый въезд для наших западных соседей. По данным Госпогранкомитета, за 2023-й и два дня 2024-го Беларусь посетило более 416,4 тысячи иностранцев из Евросоюза: свыше 247,4 тысячи граждан Литвы, 126 тысяч граждан и неграждан Латвии, а также более 42,9 тысячи граждан Польши. Всего же с начала действия безвиза общее число гостей из этих стран превысило 803,6 тысячи человек. Это говорит о том, что устойчивый интерес к посещению нашей страны, несмотря на препоны со стороны руководства сопредельных государств, сохраняется. Отрадно, что на 2024 год не меняется порядок въезда для соседей. Таким образом, Беларусь еще раз демонстрирует свою открытость к взаимодействию, желание сохранить устоявшиеся связи между соотечественниками и их родственниками, друзьями, свое дружелюбие, подчеркивает ценность и необходимость межличностной коммуникации в наше время.
Вслед за солнцем и неизвестным колоритом
— Каким выдался сезон для туроператоров?— В топе выездных направлений — традиционные морские курорты Турции, Египта и Объединенных Арабских Эмиратов. Привлекают наших граждан поездки в Грузию, Армению, Азербайджан, «выстрелил» Узбекистан. Не забываем, конечно, и о России. При этом на фоне того, что к длительным перелетам наши соотечественники уже привыкли, они легче открывают для себя экзотические направления, как, например, Куба, Шри-Ланка или Мальдивы. Потеснить их должен рейс на тропический остров Хайнань в Китае — запуск авиасообщения между Минском и Саньей ждем в середине января. Думаю, примерно такой же расклад сохранится и в ближайшей перспективе. Вместе с тем уровень спроса на отдых внутри страны остается высоким.
Кстати, когда мы говорим о выездном туризме, стоит отметить, что Беларусь и Россия заинтересованы в росте взаимных турпотоков в рамках Союзного государства. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, наши граждане доезжают до горячих источников Тюмени, на горнолыжные курорты Шерегеша, на морское побережье Краснодарского края, в Нижний Новгород, на Каспийское море и горы Кавказа. Отправляются в туры по Золотому кольцу России, в речные круизы, на зимний Байкал... Россия интернациональна, в каждом регионе свои фишки и многообразие вариантов времяпрепровождения, о которых мы еще мало слышали.
О фишках зимы
— Напоследок совет от профи в туризме: какие объекты стоит посетить зимой?— Первый вариант подсказывает время года: в Беловежскую пущу — к Деду Морозу. К слову, в этом году отмечается 20-летие его резиденции. Не важно, сколько вам лет, — это прекрасная возможность сменить обстановку, окунуться в атмосферу волшебства, насладиться красотой зимнего леса. Кроме того, в снежную погоду самое время стать на лыжи или коньки. В каждом городе и районном центре в выходные дни проходят фестивали и ярмарочные мероприятия на главных площадях, посвященные Рождеству и Новому году, — обязательно отправляемся туда! Предлагается огромное количество уличных развлечений, анимационных программ и гастрономических изысканий. Вечером — театр или балет: сейчас идут восхитительные постановки. И непременно неспешно прогуляться по нашим музеям и замкам, замечательным отреставрированным усадьбам, переночевать на печи в агроусадьбе, чтобы проснуться в зимней сказке под аромат завтрака из детства. Считаю, что в каждом времени года есть свои прелести, нужно только научиться замечать их в повседневной суете и давать себе возможность отдыхать — варианты по душе в Беларуси всегда найдутся.
В ТЕМУ
Количество гостей Минского тракторного завода, посетивших предприятие в рамках промышленного туризма, достигло 50 тысяч, сообщает официальный телеграм-канал ОАО «МТЗ».
Сертификат и подарок от Минского тракторного завода туристке из Новосибирска Снежане Перезве вручили министр промышленности Александр Рогожник и генеральный директор ОАО «МТЗ» Виталий Вовк.
Юбилейного туриста встретили на МТЗ во время первой в нынешнем году экскурсии. Кстати, история промышленного туризма на Минском тракторном заводе началась в январе 2017-го. За шесть лет предприятие посетили гости из более чем 70 стран, и теперь они знают, что еще несколько лет назад Минский тракторный завод был закрытой от посторонних глаз территорией. И то, что территория МТЗ — это город в городе с собственными проспектами и улицами. А также что самый первый серийный колесный трактор «Беларусь» МТЗ-2 до сих пор на ходу, если, конечно, его снять с пьедестала. И что знаменитая «восемьдесят двойка» — самая массовая и продолжительная по выпуску модель трактора в мире.
Добавим, что на Минском тракторном заводе для туристов в настоящее время предлагают несколько вариантов посещения. Один из них — экскурсия «МТЗ: создаем настоящее — тракторы BELARUS». Ее длительность — 1,5 часа. В программе экскурсии прогулка по проспектам и улицам МТЗ, а также посещение механического цеха № 5, где происходят обработка деталей, корпуса сборки тракторов и выставки тракторной техники. Возможен вариант визита с дополнительным посещением Музейно-промышленного центра трудовой славы МТЗ. Есть еще одна интересная услуга — «Собери трактор», предполагающая участие в сборке трактора BELARUS с выдачей соответствующего сертификата. Бонус — пешая прогулка по Минскому тракторному заводу с ознакомлением с историей предприятия. К участию допускаются лица, достигшие 18 лет. Желающим за плату также предлагается прокатиться на тракторах BELARUS 3522 и BELARUS 4522 по территории завода (два круга по 2,5 км).
Минимальный возраст участника экскурсии — девять лет. Группа посетителей в возрасте до 18 лет проходит на территорию ОАО «МТЗ» в сопровождении взрослых. Услуги в рамках промышленного туризма оказываются по предварительной записи. Языки проведения экскурсий — русский, английский, испанский и немецкий.
druk@sb.by
Фото из архива «СБ».
druk@sb.by
Фото из архива «СБ».