На днях начальник отдела маркетинга и качества туристских услуг Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Анна Муха озвучила такую информацию: безвизовым въездом в страну (действует с 12 февраля 2017 года) воспользовались туристы из 65 стран. В Национальном агентстве по туризму уточняют: чаще всего к нам приезжают представители Германии, затем идут Польша, Италия, Великобритания, США, Нидерланды... Зарубежные путешественники пока не выстраиваются в очередь в Беларусь, хотя на улицах Минска иностранцев стало явно больше. Дело в другом — с какими целями они приезжают к нам, что их может заинтересовать?
— Приезжают к нам в основном бизнес–туристы, — начальник отдела маркетинга Национального агентства по туризму Ирина Гордиенко приводит в пример соседей–литовцев, которые готовы направляться по делам в Беларусь по воздуху, хоть билеты и недешевые. — В то же время мы получаем претензии от туристических агентств: «Где же иностранцы — у нас заказов не прибавилось». Действительно, тех, кто прибывает в Минск через Национальный аэропорт самостоятельно, скорее можно найти в конференц–залах или, наоборот, в каких–то тусовочных местах на улице Зыбицкой, нежели в офисах турфирм.
Безвизовый турист для нас пока слабо исследованный объект. Это не обязательно человек в составе организованной группы. Что его привело в Беларусь? Каков его социальный статус, финансовые возможности? Знает ли он о том, что ему готовы предложить широкий спектр сервисных услуг? Статистических выкладок на этот счет пока нет. Да и в целом отследить точную статистику касательно прибывающих в Беларусь туристов достаточно сложно. Белстат озвучивает данные по организованным группам — сведения предоставляют турфирмы. В Национальном агентстве по туризму предпочитают статистику Госпогранкомитета — там отражается количество иностранцев, пересекших границу Беларуси. Понятно, что кто–то приезжает к родственникам, по рабочим делам, но это тоже туристы, они тоже оставляют свои деньги. О том, что безвизовый режим краткосрочных поездок породил новый сегмент путешественников, косвенно свидетельствует и информация менеджера по маркетингу Minsk Marriott Hotel Егора Денисенка:
— Marriott — отель скорее не для массового туриста, а для представителей бизнеса и организованных групп. В последние месяцы существенных изменений в потоке клиентов не наблюдается: 30% — это россияне, белорусы на втором месте, на третьем — граждане Турции.
По мнению эксперта, чтобы турпоток в нашу страну увеличивался, надо более активно рассказывать о Беларуси за рубежом. Егор Денисенок вспоминает свою презентацию по случаю открытия минского отеля. До зарубежных партнеров удалось «достучаться» лишь благодаря рассказу о технических разработках из Беларуси — приложении MSQRD для соцсетей, Viber, онлайн–игре World of Tanks. Реалии не дают сфере гостеприимства почивать на лаврах: европейский турбизнес, лишь недавно открывший для себя страны Балтии, о нас знает совсем мало. А о безвизовом режиме — и того меньше. Поэтому для продвижения Беларуси, пожалуй, все средства хороши. И не нужно ждать некой централизованной помощи от государства. Местные инициативы приветствуются. Хороший пример — райцентр Глубокое на Витебщине. Располагая богатыми природными и историко–культурными ресурсами, он в последние годы регулярно на слуху благодаря многочисленным фестивалям и другим нестандартным инициативам. Кстати, знаменитый местный Вишневый фестиваль пройдет там совсем скоро, с 18 по 22 июля.
Выгоду можно извлечь даже из того, что пятидневный безвизовый режим действует при условии прибытия гостей только через Национальный аэропорт «Минск», убежден консультант в сфере авиационного бизнеса, бывший руководитель Национального агентства по туризму Григорий Померанцев:
— Транзит — хороший ресурс для развития въездного туризма. На мой взгляд, представительства компании «Белавиа» за рубежом могли бы более активно «продавать себя», услуги перелета в пакете с возможностью посетить страну на несколько дней без визы и с туристической программой. Чтобы зарубежный гость сделал остановку у нас, нужно консолидировать усилия всех заинтересованных сторон с нашей стороны, зарубежных партнеров. Стоит также подумать над возможностью открытия регулярных рейсов, в том числе иностранных компаний, в региональные белорусские аэропорты.
Не исключено, что сроки безвизового пребывания иностранцев в Беларуси в перспективе будут увеличены. Это было бы выгодно, к примеру, санаторно–оздоровительным организациям: курс лечения там длится не менее 18 дней. Но и из пятидневного срока еще не все «выжато». Действительно, если хотя бы 2 — 3% транзитных авиапассажиров удалось бы на пять дней «опустить на землю» в центре Европы, организовать ночлег в трехзвездочном отеле и показать Минск — это уже огромный объем работы. И, возможно, задел на будущее: гостеприимства и благожелательности белорусам не занимать, и положительные эмоции от экспресс–посещения Минска могли бы подвигнуть гостей заглянуть в нашу страну как минимум еще раз.
Прямая речь
Александр Суриков, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Беларуси:
— Работаем (российская и белорусская стороны. — Прим. ред.) над следующим этапом документа о взаимном признании виз. Выдала Беларусь, условно говоря, визу гражданину Германии, и она автоматически признается в России. Таким образом, этот гражданин третьей страны может без всяких вопросов прибыть на территорию России и наоборот. Я так понимаю, что к концу года это межправсоглашение будет готово.
(Из интервью программе «Главный эфир» телеканала «Беларусь 1»)
Факт
Одно из перспективных направлений привлечения иностранных гостей в Минск — медицинский туризм. В столице более 120 учреждений здравоохранения предлагают высококвалифицированную помощь пациентам из–за рубежа. Наиболее востребованные услуги — стоматологические и косметологические, а также операции по пересадке органов, пластическая хирургия, спа–процедуры.
Прямая речь
Антон Кашликов, руководитель проекта 34travel.me:
— Чтобы к нам хлынули гости из–за рубежа, нужно самим путешествовать по Беларуси. Внутренний туризм у нас очень слабо развит. Когда в выходные минчане будут направляться не в Вильнюс, а в Гродно или Брест, тогда, наверное, и к нам кто–то поедет. Лучший способ рассказать о стране — сарафанное радио, когда это делают сами жители. Пока же в Беларусь едут самые отчаянные либо те, у кого здесь есть родственники.
Планы
Срок безвизового пребывания для иностранцев может быть увеличен в период проведения II Европейских игр. Международный спортивный форум пройдет в Минске с 21 по 30 июня 2019 года. Некоторые соревнования могут начаться за день до официального старта Игр. Ожидается, что в Европейских играх примут участие 4.000 спортсменов и 2.000 официальных лиц.
nesterov@sb.by
Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА, Александра КУЛЕВСКОГО