Около десяти лет назад школа в поселке Рассвет Клецкого района была на грани закрытия. Населения здесь не так много, всего 230 человек, в основном пенсионеры, детей школьного возраста можно было по пальцам пересчитать. Но учебное заведение отстояли, укрупнили за счет соседних населенных пунктов. Сегодня здесь постигают азы наук 85 учеников. А теперь представьте: благодаря им в среднем за год школа получает около 100 различных наград и грамот. А слава о рассветовском Лене-программисте так и вовсе разлетелась по всей стране. Корреспондент «Р» побывала в гостях в не совсем обычном учебном заведении.
Новый STEM-центр оборудован до зубов. В нем ученики на высоком уровне занимаются программированием и робототехникой.
Хочешь — заработай
— Старшие ребята недавно приехали из Таллинна с соревнований по робототехнике, — проводит экскурсию по заполненному детьми STEM-центру директор школы Сергей Дубман. – Мы попали в группу сильнейших в Европе соперников — киприотов, итальянцев. Обошли две российские команды.
Сергей Леонидович представляет участников этих состязаний — учеников Романа и Владислава. Чуть позже я узнала: в соревновательной категории у ребят из ограничений по возрасту есть только нижняя отметка. В участники принимают айтишников от 13 лет и старше. То есть, по логике, даже 40-летние мужчины тоже вполне себе могут тягаться с Ромой и Владом. Но на этот раз ничего не вышло.
Сергей Дубман.
Сегодня в школе оборудованы два STEM-класса. Тот, что поскромнее, оснастили за собственные деньги чуть больше года назад. Причем на общее дело преподаватели и ученики работали вместе.
— Детей нужно учить не только грамоте, но и простым житейским правилам. Главное из них звучит так: если чего-то хочешь — заработай, — объясняет директор.
И заработали. На пришкольном участке с весны по осень кипела работа. Собирали яблоки, выращивали и заготавливали овощи. Лук, свекла, картофель — урожаем обеспечили столовую, а излишки продавали детским садам, оздоровительному лагерю. Чтобы заработать на новые ноутбуки, собирали вторсырье, проводили акции по сбору макулатуры, пластиковых бутылок, стеклотары. Даже веники из березы вязали на продажу. Цены ставили ниже рыночных — появилось немало покупателей. И дело пошло.
У школы получилось оборудовать собственный STEM-класс. В качестве руководителей привлекли молодых специалистов Наталью Эрешову и Владислава Бабича. Кстати, оба к информационным технологиям имели опосредованное отношение. Наталья – педагог-психолог. Влад – учитель-историк. Но несмотря на основную работу, мимо трогательных стараний всей школы заработать на STEM-класс не смогли пройти. Наталья и Влад закончили курсы Ассоциации «Образование для будущего». Занимались самообучением после загруженного рабочего дня дома. Времени на личные дела практически не оставалось, да и сейчас его почти не остается.
Владислав Бабич и Наталья Эрешова.
— Для жены и маленького ребенка выделяю время между десятью и двенадцатью часами вечера, — шутит Владислав. – Но я не жалею. Мне всегда было интересно программирование и робототехника. Появилась возможность обучиться, поднять свой уровень, и я ей воспользовался. Помню, как радовался, когда мы получили первого робота. Можно сказать, мечта детства сбылась!
Наталья тоже недавно вышла замуж. И Сергей Леонидович вместе с заместителем директора по учебно-воспитательной работе Эмилией Михайловной всерьез опасаются, что могут ненадолго потерять ценного сотрудника.
— Если не уйду в декретный отпуск, продолжу работать в школе. Мне здесь очень нравится! – делает прогноз на будущее Наталья.
Леня-программист
— Когда мы оборудовали STEM-класс, денег практически не осталось. И тут заходит ко мне второклассник Леня и говорит: «Сергей Леонидович, нам нужен робот!» Я ему: «Леня, отстань, денег уже нет. Вот напиши письмо директорам в IT-компании, может, они помогут».
Леня слова директора воспринял буквально, как руководство к действию, и со старшеклассниками составил письмо:
«Здравствуйте! Я Леня-программист, ученик небольшой сельской школы. В школе мы очень много слышим и видим о программировании и сами пробуем создавать игры в программе Scratch. У нас даже есть победы на различных конкурсах. Я очень хочу учиться дальше. Многие мои одноклассники мечтают стать программистами и заниматься робототехникой. По телевизору мы видим, как ребята из больших школ делают роботов из Lego-набора. Но, к сожалению, у нашей школы нет денег для его покупки. Если у вашей компании есть деньги, не могли бы вы подарить нам один такой Lego-конструктор. В будущем мы станем программистами и тоже будем делать добрые дела!
С наступающим вас Новым годом и Рождеством! Приезжайте к нам в гости! У нас есть вкусные яблоки».
Обращение отослали более чем в 100 IT-компаний.
Совсем недавно на территории школы установили робота. Ребятам новичок понравился.
В школе оборудовали новый STEM-класс. Мебель сделали на заказ. Школе подарили восемь ноутбуков, шесть планшетов, два набора от компании «МРобот» MeowBit, два графических планшета, два телевизора, три видеокамеры, дрон, 3D-принтер. Кстати, его уже испытали: напечатали фигурку Дарт Вейдера из фильма «Звездные войны» и вывели карту Минской области, где большими буквами красуется надпись «Рассвет».
— Многие делают акцент на STEM, когда говорят про нашу школу. Но это не совсем правильно. Я не знаю, вырастет ли кто-нибудь из детей специалистом-айтишником, мы таких задач не ставим. Им выбирать, в какой профессии трудиться, — обращает внимание Сергей Леонидович.
В его кабинете вся стена увешана грамотами и дипломами. А те, что не поместились, лежат в стопочке на столе. Ученики постоянно участвуют в интеллектуальных, творческих, исследовательских конкурсах. Так что коллекция только пополняется.
По субботам школа организовала занятия для детей из других школ. Все, кому интересно, могут приехать в Рассвет, чтобы увидеть, что такое современные технологии. На входе гостей встретят огромный робот и плакат «Пойти в IТ».
tychko@sb.by
Фото из архива школы.