В интернете наступает новая эра

Цифровое подполье

Почему жизнь напоказ больше не в моде

Более двух миллиардов человек каждый день заходят в Facebook, миллиард — в TikTok, и, несмотря на запреты и скандалы, 250 миллионов пользователей ежедневно активны в X. Но поведение людей в соцсетях сегодня настолько изменилось, что исследователи уже заговорили ни много ни мало о начале новой эры интернета.

Страсть к эксгибиционизму в интернете

Помните повальное увлечение подробнейшим «живописанием» собственной жизни в соцсетях? Страдали этим не только публичные, известные персоны, интерес к которым был обусловлен их деятельностью в реальной жизни. Никому не известные Маша и Глаша тоже считали своим долгом сообщать всем, во сколько они просыпаются, что едят на завтрак и каким образом развлекаются. И у них, как ни странно, тоже находились поклонники и последователи.

Причем Маша с Глашей изо всех сил старались дотянуть до уровня известных персон. Ведь условная Ким Кардашьян сейчас плывет на белоснежной яхте по бирюзовому океану и демонстрирует свою заманчивую жизнь.


Со временем это приобрело форму массового помешательства. Люди ради красивых фотографий в интернете готовы были совершать покупки, которые были им явно не по карману, влезали в долги, откровенно клянчили деньги в тех же соцсетях и демонстрировали, в общем-то, довольно паразитические нарративы, декларируя, что красивая картинка — это все, что нужно в жизни.
Не так давно мне довелось побывать на «свадьбе века». Именно так называли свое бракосочетание будущие супруги. Задолго до самого праздника соцсети жениха и невесты пестрели сотнями публикаций, объединенных общей идеей, что приближается торжество, равного которому не видел не только областной город, где жили будущие супруги, но и наша страна в целом.

В день торжества молодые тоже были заняты созданием контента, который представлял унылое и достаточно бюджетное бракосочетание как нечто запредельное по уровню и затратам. При этом предоставленные сами себе гости находились под впечатлением от поданных на «свадьбе века» столовских котлет и выбора спиртного, вернее, от его безальтернативности: предлагалось пить исключительно водку. А аренда помещения, где происходило действо, была настолько краткосрочной, что гости и потанцевать не успели, как их попросили на выход…
А ведь показуха, по своей сути, всегда защитная реакция. И когда человек отчаянно создает видимость благополучия и успешности в интернете, заранее страшно, потому что можно предположить, какая гниль у него внутри. Потому что, «дотянувшись до звезды» на пять минут и наделав красивых фотографий, он все равно не стал звездой. И возвращение в собственную жизнь, туда, где долги и зарплата не самого успешного работника, становится еще более болезненным.
Стремление демонстрировать свою мнимую успешность в интернете сродни эксгибиционизму в реальной жизни. Только эксгибиционист честно демонстрирует то, что у него под плащом, получая удовольствие от реакции объекта демонстрации. «Обнажающийся» же в интернете тоже получает удовольствие от реакции окружающих (лайки, одобрительные комментарии, смайлы-эмодзи), вот только демонстрирует он, как правило, свои очень сильно преувеличенные «достоинства».

Однако оба процесса основаны на том, что удовольствие доставляет демонстрация и сопутствующие ей «аплодисменты». И оба, в запущенных случаях, требуют лечения.

Понадобилось почти два десятилетия

Но не только Маши, Глаши и «свадьбы века» заполняли соцсети последние 10 лет, хотя этих было много и они были весьма заметны. На сетевых просторах прекрасно чувствовали себя люди, выражающие свои взгляды по тем или иным вопросам. 
Очень быстро соцсетями и их содержимым заинтересовались, например, американские работодатели. Они начали отслеживать личные аккаунты потенциальных сотрудников и тщательно изучать их содержимое. Вплоть до лайков, подписок и комментариев. И довольно часто случалось так, что какие-то мелочи, замечаемые за потенциальным сотрудником в виртуальном мире, становились причиной для отказа в работе.
Не прошли мимо контента, публикуемого людьми в интернете, и спецслужбы разных стран. Тем более что к некоторым площадкам для удобства пользователей были прикручены еще и мессенджеры, позволяющие обмениваться личными сообщениями. И ими поначалу успешно пользовались преступники всех мастей и масштабов.


Кроме того, к нашим личным предпочтениям в соцсетях очень внимательно присматриваются рекламщики. Давно созданы алгоритмы, которые буквально считывают содержание того, что мы публикуем и комментируем в соцсетях. По итогу нас заваливают именно той рекламой, которая кажется искусственному интеллекту наиболее подходящей нашим интересам.

Правда, иногда случаются довольно забавные накладки и увлеченные рыбаки, обсуждавшие в соцсети мормышки, потом получают настоятельные рекомендации посетить обезьяний питомник в Абхазии и посмотреть на мартышек в естественной среде обитания…
Не совсем понятно, почему понадобилось почти два десятилетия, чтобы до многих дошло, что активность в интернете может наносить вред. Как констатируют исследователи интернета, сейчас пользователи по всему миру стали значительно осторожнее в своих постах и высказываниях. Люди поняли, что их действия могут иметь нежелательные последствия для их личной и профессиональной жизни, и ограничивают доступ к своим страницам с аккаунтами или вообще не публикуют ничего личного.

Постить нечего

На «взросление» русскоязычного сегмента интернета, конечно, сильно повлияли знаковые политические события. В Беларуси таким толчком к изменению стала попытка госпереворота в 2020‑м. Белорусские протестуны вдруг ощутили, что за гнилой базар в интернете можно и ответить. 

И для некоторых это стало откровением.
Правда, до сих пор еще не перевелись индивидуумы, которые считают, что интернет — место совершенно анонимное и они в нем неуязвимы: можно писать что годно, вплоть до угроз и оскорблений. А ведь сейчас установление авторов таких публикаций занимает немного времени.
Да и задачи посложнее наши правоохранительные органы решают очень быстро. Как это было недавно в Калинковичах, где местная жительница передала экстремистам видео с камеры наружного наблюдения, которая якобы сняла момент падения сбитого дрона.

Силовики уже через сутки после появления видео в сети вежливо постучались в дом любительницы поснимать контент для беглых. После задержания женщина, конечно, утверждала, что змагары сами и без спроса взяли видео, которое она разместила в соцсетях. Но, судя по всему, следователи ей не поверили, потому что установить время размещения чего-то на разных ресурсах вообще не составляет никакого труда.

И это еще одна причина, по которой размещать что-то в соцсети не так уж и безопасно. Никогда не знаешь, кто воспользуется информацией и для каких целей. И хорошо, если это будет работодатель, который всего лишь лишит тебя премии. А если преступник?
А еще белорусский сегмент интернета приобретает нормальный вид, потому что свалившие из страны змагары перестали публиковать в соцсетях контент о своей сытой и сладкой жизни — все эти пафосные свадьбы, фотосессии на отдыхе, обеды в самых дорогих ресторанах. Жизнь-то у них сейчас совсем не такая. Все чаще попадаются ролики и фотографии, на которых полная депрессия с воспоминаниями о том, как прекрасно жилось в Беларуси.

Вот и перестали белорусские соцсети напоминать место соревнования дешевых и пустых понтов. Этим у нас преимущественно змагары и страдали. У них было много свободного времени и иностранных грантов, что позволяло жить, не особо обременяя себя работой.

Разумные же белорусы никогда не были склонны к публичной демонстрации своей жизни. И совсем не потому, что показать им было нечего.
Если страница или аккаунт не пестрит бесконечными фото с курортов или селфи из спортзалов, это совсем не значит, что жизнь у человека скучная. Просто человеку не надо добирать признания и восхищения в интернете. Наши соотечественники в большинстве своем самодостаточные и уверенные в себе люди. И уважают они друг друга не за глянцевые картинки.

Минимум о себе

Не добавило белорусам желания постить личную информацию в интернете и начало спецоперации России в Украине. Тут уж разумные люди вообще закрыли личное от посторонних глаз. Потому что по соцсетям работают спецслужбы Украины, которые могут и угрожать, и вербовать, и делать любые пакости — дай только за что-нибудь зацепиться. Толпы украинских троллей вмиг бросаются с оскорблениями на любого белоруса и россиянина.

А вот молодежь все чаще отказывается от использования соцсетей. В их телефонах сейчас «живут» преимущественно мессенджеры, которые не требуют личной информации и нужны для общения с близкими, работы и учебы. Если же молодые люди зарегистрированы в соцсетях, то используют их для получения информации и развлечений. Молодежь все больше делает упор на личное общение вне интернета.
Поэтому продолжают расти такие мессенджеры, как WhatsApp, в котором уже более двух миллиардов активных пользователей по всему миру. А в нашем регионе больше популярны Telegram и Viber. Эти платформы привлекательны тем, что человек остается на связи и даже следит за сетевым контентом, но о себе он может сообщать минимум. Пользователи сегодня «прячутся» в интернете: читают, играют, смотрят больше, а высказываются значительно меньше.
И даже многие известные люди снижают уровень своей открытости в соцсетях и вообще в интернете, хотя именно их аккаунты имеют миллионные подписки и просмотры. Но среди этих миллионов есть и сетевые хейтеры, и даже преследователи, приходящие в реальную жизнь своих кумиров из интернета.

Но у звезд публичность «продающая», которая делает их еще более популярными. На определенный уровень открытости они идут вынужденно — рискуют ради денег. А вот рядовые пользователи интернета уже поняли, что им-то делать то же самое не для чего и незачем. Ничего, кроме дополнительных проблем, публичность, как правило, не приносит. Поэтому наступающую эру интернета уже можно назвать эрой сетевых анонимов.
Как глубоко и надолго мы уйдем в темные глубины анонимного интернета, предсказать пока сложно. Уходящий период длился почти два десятилетия, и, возможно, мы сейчас перебираемся в «цифровое подполье» на такой же срок. А может быть, нам вообще не захочется из него возвращаться. Поживем — увидим.
ПЯТЬ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ АККАУНТОВ В INSTAGRAM


♦ Криштиану Роналду

617 млн подписчиков 

В постах известный футболист делится своими достижениями в работе, спорте, снимками с семьей, рекламными материалами. Количество подписчиков у Роналду продолжает расти.


♦ Лионель Месси 

496 млн подписчиков 

На своей странице он выкладывает посты про футбол, спортивные достижения, семью. Месси тоже, как и Роналду, зарабатывает на рекламе, поэтому периодически публикует на своей странице промо-материалы.

♦ Селена Гомес 

429 млн подписчиков 

Талантливая и многоплановая девушка уже успела попробовать себя в кино, на сцене и подиуме. На странице рассказывает о ярких моментах из своей жизни, делится творческими успехами и рекламирует мировые бренды.

♦ Кайли Дженнер

399 млн подписчиков 

Модель, бизнесвумен и медийная личность. На своей страничке Кайли рассказывает о собственных успехах в карьере и рекламирует косметику.

♦ Дуэйн «Скала» Джонсон

395 млн подписчиков 

Знаменитый актер, предприниматель, музыкант, певец, рестлер. Рассказывает о себе, своих тренировках, карьере и личной жизни. Каждый его пост набирает не менее миллиона лайков.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter