Фейки, истерики и паника. Как Литва и Польша пытались помешать строительству БелАЭС

Цепная реакция прибалтийских псов

Атомная энергетика приобретает в мировом масштабе с каждым годом все более важное значение. В условиях перехода на седьмой технологический уклад, непрерывного развития технологий и производств, повсеместного внедрения электротранспорта удорожание иных видов топлива создает прецедент для превращения мирного атома в наиболее выгодную альтернативу. Немаловажное значение имеет и то, что АЭС не загрязняют атмосферу вредными выбросами, а следовательно, не оказывают влияния на мировой климат.


Именно поэтому развивающиеся страны много внимания уделяют строительству подобных энергетических фабрик. Беларусь не стала в этом вопросе исключением. Но еще при появлении идеи о строительстве Белорусской атомной электростанции Польша и Литва начали агрессивную информационную кампанию против этой инициативы. В ход шли многочисленные фейки и не выдерживающие никакой критики аргументы. Начиная с неподходящего места для строительства станции (вопреки утвержденным на международном уровне стандартам безопасности), заканчивая разнообразными конспирологическими теориями о попытке России таким образом оказать влияние на страны Балтии.

Несмотря на истеричность из-за границы, строительство Белорусской АЭС после получения всех необходимых разрешений, в том числе со стороны международных организаций, началось вовремя и велось максимально открыто для общественности, как нашей, так и зарубежной. Это было также требование Президента. Частыми гостями на стройплощадке были журналисты, представители международных организаций.

Наша страна постоянно подчеркивала: главный вопрос — безопасность будущей АЭС. В этом смысле выбранный вариант станции отвечает самым высоким требованиям. Кстати, по такому проекту уже построена АЭС в Китае, она признана самой безопасной в мире. В Ленинградской, Воронежской областях России возведены такие же энергоблоки. Отличие Белорусской АЭС будет, в частности, в том, что в системе автономного энергоснабжения появился дополнительный дизель-генератор и безопасность стала еще выше.

Вильнюс и Варшава продолжали игнорировать все попытки здравого разговора на эту тему и предпочитали оставаться в своем вымышленном мире. Эпичным моментом стала шоу-программа под названием «бесплатные таблетки йодида калия для жителей Вильнюса». Отдельные аптечные сети соседней столицы бесплатно предлагали каждому препарат «с целью профилактики в связи со скорым запуском БелАЭС в Островце».

Попытка настроить граждан своей страны против действий соседнего государства объясняется просто. Появление БелАЭС создает серьезную конкуренцию нашим соседям. Ведь Литва инвестировала почти 500 млн евро в стремлении стать поставщиком сжиженного природного газа для ЕС. Но этот вид топлива значительно дороже, чем электроэнергия БелАЭС. У литовского СПГ нет никаких шансов конкурировать с белорусским мирным атомом. Горькая ирония еще и в том, что Литва была вынуждена закрыть свою единственную атомную электростанцию, а также реактор российского производства времен Советского Союза, выполняя условия вступления в ЕС в 2009 году. Понимая, что ничего не может сделать с решением, принятым в Беларуси, Литва решила выбрать самый легкий вариант: возвести напраслину на действия соседней страны. Однако истеричные выпады остались без внимания со стороны мировой общественности, поскольку при строительстве БелАЭС были учтены все мельчайшие детали, связанные с безопасностью. А разве могло быть иначе в стране, в которой от чернобыльской трагедии пострадало четверть территории, где проживало 2,2 млн человек?

Тем временем Варшава, которая еще совсем недавно захлебывалась от истерики по поводу запуска Белорусской АЭС, сама решила построить целых три атомные электростанции. Одну из них разместят в районе Гданьского побережья Балтики, от которой недалеко и до Литвы. Которая стыдливо молчит. Ведь указа от начальства из-за океана выступить против не было. Как и одобрения давней идеи наших литовских соседей о том, чтобы построить свою станцию взамен закрытой Игналинской АЭС.

ЦИФРА «СБ»

В мире насчитывается 443 действующих атомных реакторов в 34 странах мира, еще 52 реактора строятся. Порядка 70 процентов АЭС приходится на пять государств — РФ, США, Францию, Китай и Южную Корею.

ФАКТ

Средний возраст реактора в США и ЕС в середине 2020 года превысил 35 и 40 лет соответственно.

isaenok@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter