Курс на снижение
В прошлом месяце любимый черный чай стоил около 5 рублей за пачку, теперь — 8,5. Почему так происходит?Показателен пример и с бытовой техникой и электроникой. В начале марта стоимость популярных смартфонов выросла на 800 рублей, но уже сейчас пошла на снижение — цена колеблется на уровне прошлого ноября. Реален ли такой откат в случае с импортным чаем?
На рынке установление цены происходит на основе спроса и предложения. Если спрос идет вверх, а предложение не в состоянии его удовлетворить, то стоимость растет.— С конца февраля мы наблюдаем рост курса иностранной валюты. Именно она используется при расчетах за импортную продукцию. Это привело к тому, что внутренняя цена в белорусских рублях на те или иные товары из-за рубежа выросла, — говорит доктор экономических наук, профессор Наталья Киреенко.
Часть импортных поставок и внешнеторговых контрактов приостановлена или нарушена вообще из-за санкций и разрыва логистических цепочек. «Отстраивание» по новым путям займет время. Не последнюю роль в некотором подорожании сыграл повышенный спрос со стороны покупателей.
— Товары, которые удовлетворяют физиологическую потребность и нужны человеку ежедневно, будут ходовыми при любом раскладе. Это прекрасно понимают и поставщики, и продавцы, — отмечает Наталья Киреенко. — Другое дело — электроника, без которой потребитель может обойтись, если она ему не по карману. Что, собственно, и произошло: люди не стали покупать гаджеты по завышенным ценам, и спустя время произошел неизбежный откат цифр к исходным.
По словам экономиста, то же самое может произойти с чаем и кофе. Ведь это не товары первой необходимости:
— Как только ситуация начнет стабилизироваться, появятся новые логистические пути и контракты, а рынок начнет насыщаться, мы, вероятно, увидим снижение цены либо акции.
Говоря о продовольствии, важно понимать, что цены на него в целом колеблются в течение года.
— Впереди лето, и люди начнут покупать сезонную продукцию — овощи, фрукты и ягоды, зелень. Интерес к бакалее и импортным продуктам спадет. Соответственно стоимость на них, скорее всего, тоже пойдет вниз, — подчеркивает Наталья Киреенко.
Господдержка важнее временных трудностей
По мнению Натальи Киреенко, концепция национальной продовольственной безопасности, принятая в 2004 году по инициативе Президента, дала мощный толчок для развития в этом направлении. Спустя 20 лет мы оцениваем ее эффективность.— Разве у нас пустые прилавки, как в Европе? Нет. Есть некоторое сужение ассортимента, но это некритично, — отмечает профессор.
Однако на этой неделе белорусы обратили внимание на то, что с прилавков некоторых магазинов пропали яблоки.
— Мы обеспечиваем себя фруктами и ягодами на 60 %, остальное — импорт. Но в Беларуси есть трудности с хранилищами плодовой продукции. Поэтому при всем желании до весны не каждое белорусское яблочко дотягивает. Проблему стараются решить: во многих областях возводят современные хранилища. Но пока их недостаточно, — говорит Наталья Киреенко. — Основная масса импортных яблок шла с территории соседней Польши и других стран ЕС. Сейчас в магазинах появляется больше фруктов из России, Турции, Молдовы.
Эксперт предлагает обратить внимание не на точечные трудности, которые преодолеваются, а на поддержку отечественных потребителей:
— Цены на товары первой необходимости нуждаются в государственном регулировании. Это общемировая практика для уязвимых категорий населения (семьи с детьми, пенсионеры, люди с низким уровнем дохода). Каждая страна определяет перечень социально значимых товаров и меры, которыми обеспечивает их доступность. В этом году Министерство антимонопольного регулирования и торговли и крупные торговые сети страны заключили соглашение, благодаря которому в магазинах уязвимым слоям населения предоставляются скидки в размере 10 % на самое необходимое.
Работать по совести
Еще один вариант поддержки граждан — введение предельных максимальных розничных цен на отечественную плодоовощную продукцию в период с января по май 2022 года. За соблюдением постановления Совета Министров строго следят специалисты МАРТ и ФПБ, госорганы.— Сегодня эта тема особенно актуальна. Поэтому, кроме нашего ежемесячного анализа динамики цен на наиболее востребованные продукты, мы проводим экспресс-мониторинги, во время которых смотрим, есть ли на полках магазинов необходимые для ежедневного потребления товары. Также мы анализируем те вопросы, с которыми к нам обращаются люди в этой сфере, — отмечает председатель ФПБ Михаил Орда. — Когда возникает какое-то напряжение, всегда, к сожалению, находятся те, кто хочет на этом нажиться. А если сказать точнее, находятся те, кто хочет нажиться на кошельках людей!
Например, на днях по итогам проверки Минского областного потребительского общества установлено превышение предельных торговых надбавок на овощные и фруктовые пюре, соки, нектары, морсы, фруктовые смузи до 48,6 % вместо допустимых в соответствии с законодательством 15. Завышались надбавки и на хлопья овсяные.
Результат — Экономическим судом Минской области вынесено постановление об административных взысканиях в отношении юридического лица и должностных лиц, ответственных за формирование цен. Сумма штрафных санкций составила более 41 тысячи рублей. Михаил Орда замечает:
— Участники рынка должны прекратить спекулировать на колебаниях курса валют и должны так же оперативно, как повысили, открутить цены назад. Надо жить и работать по совести. Мы все вместе отвечаем за устойчивость и стабильность нашей экономики.
Роман Головченко, Премьер-министр:
— Я принимал участие в обсуждении дальнейших подходов к ценовому регулированию. Итоговое решение анонсируем в ближайшее время. Кардинально ничего не поменяется, продолжим регулировать широкую группу социально значимых товаров — продовольствия и лекарств. Наверное, сделаем чуть более широкий коридор для производителей и торговли. Они между собой должны будут поделить издержки. Может быть, поднимем немного для производителей возможность повышения цен, и одновременно торговля где-то подвинется в торговой надбавке.
kurak@sb.by