У Беларуси и России широкие возможности для интеграционного сотрудничества.
Противостоять вызовам сообща
Форум на своей площадке объединил известных парламентариев, руководителей академических институтов, ректоров вузов, академиков, ведущих ученых и экспертов Беларуси и России для решения серьезной задачи — укрепление интеграции в рамках Союзного государства в условиях обострения внешних угроз, политического и экономического давления.«Современные вызовы, — отметила в своем обращении к участникам мероприятия председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Наталья Кочанова, — затрагивают практически все области политики и экономики, что определяет необходимость выработки актуальных мер по противодействию им». Проблем, которые обнажились в последнее время, обратила внимание спикер верхней палаты белорусского Парламента, достаточно много. Это несовершенство мироустройства, национальный эгоизм, экстремизм, нетерпимость. Архитектура глобальной безопасности, заложенная после Второй мировой войны, разрушается так называемым коллективным Западом. Не выполняются основные международные договоренности, в политике стран Запада доминируют сила, агрессия и откровенное вмешательство во внутренние дела суверенных государств.
Наталья Кочанова убеждена: изменение военно-политической обстановки в регионе, возникновение новых вызовов и угроз для Беларуси и России, беспрецедентное внешнее давление — все эти факторы обусловили существенный прогресс в интеграционном сотрудничестве Беларуси и России. Нашими странами реализуются 28 отраслевых программ, принята очередная программа согласованных внешнеполитических действий, утверждены обновленная Военная доктрина и Концепция миграционной политики Союзного государства. И сейчас, резюмировала Наталья Кочанова, от успешности противодействия гибридной войне, развязанной против Беларуси и России, от эффективности выполнения достигнутых интеграционных договоренностей напрямую зависит будущее наших стран.
Свои векторы и приоритеты
В свою очередь председатель правительства России, глава Совета Министров Союзного государства Михаил Мишустин отметил, что Россия и Беларусь самостоятельно определяют собственные приоритеты и вектор развития:— Мы будем и впредь уважать историческую память и следовать нравственным ориентирам наших народов. К сожалению, это понимают и принимают не все зарубежные коллеги. Многие из них стремятся законсервировать однополярную систему мирового устройства. В ход идут такие методы, как финансовое давление, провоцирование конфликтов, наращивание военного потенциала на российских и белорусских границах. Одна из целей — затормозить экономическое, промышленное, инфраструктурное, научное развитие наших стран, подорвать социальную стабильность. Лучшим ответом на такие недружественные шаги является ускорение интеграционных процессов в Союзном государстве.
Премьер-министр России подчеркнул: польза этого сотрудничества очевидна. Так, за семь месяцев 2022-го страны увеличили взаимный товарооборот на 5 процентов. Он уже превысил 22 миллиарда долларов. Прогнозируется, что 2022-й перекроет исторический рекорд прошлого года, составивший 38,5 миллиарда. За этими цифрами стоит повышение производственных возможностей обеих стран, создание рабочих мест, рост доходов граждан.
Михаил Мишустин выразил уверенность, что у Союзного государства большое будущее в формирующейся многополярной международной архитектуре, которое станет центром притяжения для единомышленников. Этому будет способствовать активная деятельность стран в таких фундаментальных международных объединениях, как СНГ, ЕАЭС, ОДКБ и ШОС.
Форум на своей площадке объединил известных парламентариев, ведущих ученых и экспертов Беларуси и России.
Огромный пласт задач
Участники подняли немало острых тем. Это активизация экономического и научно-технологического сотрудничества, интеграция на всех уровнях, ответ на политические вызовы. В частности, Госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев подчеркнул: есть огромный пласт совместных задач России и Беларуси. При этом для формирования единого экономического пространства должны быть сняты все барьеры, в том числе бюрократические. Он выразил уверенность, что результаты и рекомендации форума будут основой для ответа на вызовы коллективного Запада:— Сегодня Запад беспрецедентно, примитивно, ломово ведет политику санкционного давления на Беларусь и Россию, желая главного — отнять наше право на самостоятельное формирование нашего настоящего и будущего.
Председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания Беларуси Андрей Савиных отметил, что мы действительно живем в эпоху крушения, уничтожения глобальной неоколониальной системы, которая взимает несправедливую ренту со всех стран, которые низведены до уровня периферии:
— И Россия, и Беларусь, а следовательно, и Союзное государство являются в этой системе странами периферии. Наша задача на ближайшее время — не только это изменить, но и найти свое место в новом многополярном мире. В рамках этого подхода сейчас начинается гонка между крупнейшими странами, объединениями этих стран за создание собственных макрорегионов. В этом случае Союзное государство могло бы стать ядром для формирования такого будущего макрорегиона.
Андрей Савиных дал высокую оценку интеграции двух стран на техническом уровне, но подчеркнул, что от частного нужно переходить к глобальному:
— Сейчас, в эпоху конфликтов, разлома старого мира, эффективность модели управления будет отбраковывать целые геополитические блоки, то есть эта модель будет определяющей для выживания государств в будущем. Обсуждение будущего, новой картины мира должно стоять в центре наших интеграционных усилий.
Миграционная политика Союзного государства
Председатель Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности Сергей Рачков в ходе сессии форума «Безопасность Союзного государства: международный контекст» затронул тему миграционной политики Союзного государства.Сенатор озвучил угрозы мирового продовольственного кризиса, который может спровоцировать новый всплеск миграционной активности из-за санкционной политики США и ЕС, а также риски в области обеспечения безопасности Союзного государства в связи с этим.
Парламентарий также охарактеризовал инструменты регулирования миграционных процессов в Беларуси и России, процесс формирования миграционного пространства Союзного государства, остановился на вопросах реализации концепции миграционной политики Союзного государства.
Председатель профильной комиссии Совета Республики отметил, что за последние годы органами государственной власти нашей страны проведена планомерная работа по обновлению действующего правового регулирования в области миграции. При этом можно констатировать направленность на усиление контрольных механизмов, внедрение новых технологий и инструментов, позволяющих повысить эффективность государственного управления в сфере миграции.
— Белорусские парламентарии при проведении работы по совершенствованию законодательства учитывают правоприменительную практику, меняющиеся внешние факторы, передовой международный опыт и модельные акты, разработанные в данной сфере парламентскими ассамблеями СНГ и ОДКБ. Законодатели Беларуси продолжают совершенствование правового регулирования. Так, на заключительной стадии подготовки в белорусском Парламенте находится новая редакция закона «О внешней трудовой миграции», — подчеркнул Сергей Рачков.
Усиление миграционного давления, имевшие место миграционные кризисы, сложности в борьбе со злоупотреблениями со стороны мигрантов, изменение криминогенной обстановки, усиление социальной напряженности, а также иные факторы обусловливают необходимость корректировки государственной миграционной политики, обновления инструментария противодействия незаконной миграции как в России, так и в Беларуси.
Ольга АЛЕКСАНДРОВА.
Вера АРТЕАГА.