У полотна трагическая судьба. Как известно, в январе 1913 года на «Грозного» набросился иконописец Абрам Балашов и пырнул полотно три раза ножом. Картину с трудом восстановили. Весной 2018-го история повторилась. Безработный из Воронежа ударил картину стойкой ограждения, разбив защитное стекло, осколки которого повредили произведение. О сегодняшней реставрации знаменитого полотна, сотрудничестве с ведущими белорусскими музеями рассказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Зельфира Трегулова: Ни одна значимая наша выставка не проходит без белорусов.
— Реставрационные работы длились четыре года, теперь картина в очень хорошей сохранности. Она живая. Холсту вернули пластичность. Вернулись колористическое богатство палитры Репина, яркость красок, нюансы и детали, однако картину необходимо обезопасить, поместив в специальную витрину под антибликовое и антивандальное стекло.
— Кто будет изготавливать стекло?
— Капсула будет антивандальной, антибликовой и пуленепробиваемой. Но поскольку антибликовое и пуленепробиваемое стекло производится только в Японии и Италии, пока о сроках возвращения полотна в экспозицию говорить рано. Стекло для полотна Репина заказано в Италии по рекомендации Айке Шмидта, директора галереи Уффици. Человеческие контакты в музейном мире не прерывались. Это будет такое же стекло, каким в Уффици защищены «Весна» и «Рождение Венеры» Боттичелли. Однако если вы видели их, у вас могло возникнуть ощущение, будто картины в темнице. Нам хотелось бы избежать этого.
В 2018 году Зельфира Трегулова была награждена белорусским орденом Франциска Скорины— Когда можно ждать возвращения картины в зал?
— Мы надеемся, что в 2023 году. Возле картины будет сохранен пост сотрудника безопасности.
— Зельфира Исмаиловна, как идет работа с зарубежными партнерами в это непростое время?
— Выставочные проекты в партнерстве с зарубежными музеями пока приостановлены. В условиях невозможности поставок произведений искусства мы опираемся на собственные фонды. У нас около 200 тысяч единиц хранения, и показываем мы 15 процентов от всей коллекции. Другие показывают меньше. 2022 год был очень успешным для Третьяковки. Открыли музей братьев Третьяковых. Перевыполнили план по посещаемости. Музеи обладают важнейшей терапевтической функцией. Зрителя не надо агитировать прийти сюда зарядиться энергией, чтобы справиться с непростой реальностью за пределами музея. С января по август 2022 года музей посетили 1 334 000 зрителей. Кроме того, Третьяковка лидирует по продажам Пушкинской карты (Пушкинская карта — это карта для школьников и студентов от 14 до 22 лет, на которой уже лежат 5000 рублей для посещения музеев, театров, кинотеатров. — Прим. ред.).
— 4 октября в Новой Третьяковке открылась выставка «Дягилев. Генеральная репетиция».
— Выставка приурочена к 150‑летию со дня рождения русского театрального деятеля. В экспозиции более 330 экспонатов, включая пуанты балерины Тамары Карсавиной и костюмы по эскизам Николая Рериха, Анри Матисса и других художников. В Лондоне приобретен задник кисти Николая Рериха к балету Дягилевских сезонов «Половецкие пляски». Сейчас масштабное полотно 10 на 22 метра находится на реставрации.
— Будут ли участвовать белорусские музеи в выставках Третьяковки?
— Да, это выставки Грабаря и Рериха. Ни одна значимая наша выставка не проходит без белорусских полотен, будь то выставки Серова, Айвазовского, Куинджи, Врубеля, Ильи Репина. На последней было четыре полотна из Белорусского национального художественного музея. Выставку Репина в 2019 году посетил каждый четвертый москвич. Сотрудничество с Беларусью началось в 1990-м. В 2015 году в Национальном художественном музее в Минске демонстрировалась выставка «От реализма к импрессионизму», где представили 60 полотен из собрания Третьяковской галереи. В Могилеве в рамках Форума регионов был осуществлен проект Национального художественного музея Республики Беларусь и Государственной Третьяковской галереи на базе филиала Национального художественного музея «Музей В. К. Бялыницкого-Бирули». Сейчас завершилась выставка Генриха Семирадского, на которой была картина, отреставрированная белорусами. Недавно в Новой Третьяковке прошла выставка белорусских современных художников, где были представлены произведения лауреата премии Союзного государства Л. Щемелева, лидеров белорусской палитры В. Зинкевича и В. Прокопцова.
Национальный художественный музей Беларуси обладает фантастической коллекцией русского искусства. Во время войны коллекцию не успели эвакуировать. Немецкие власти из Дрезденской картинной галереи прислали специалиста, который оценивал ценность каждого полотна. В результате 90 процентов картин навсегда утрачены. После войны белорусские музеи воссоздавались из небытия, включая Национальный художественный, где сейчас более 30 тысяч произведений искусства.
К СЛОВУ
Илья Репин свой первый загородный дом купил в Витебской губернии. Это случилось в мае 1892 года. Почти десять лет Илья Ефимович с мая по сентябрь отдыхал тут с семьей и с любовью называл это место «своим государством». Существует мнение о его особой энергетике. Здесь находился карьер по добыче доломита, которому приписывают полумистические свойства. Там художник написал много картин, среди которых «Белорус», «Осенний букет», «Дуэль». В конце прошлого века в усадьбе Репина открыли музей, а с 2013 года Здравнево находится под опекой Союзного государства.
Татьяна Хорошилова
sh@rg.ru