На встрече Александра Лукашенко со студентами вузов в формате «Открытый микрофон с Президентом», состоявшейся в Минском государственном лингвистическом университете, рассматривалось множество вопросов. Среди них — качество и престиж отечественного образования. Как констатировал Глава государства, оно ничем не хуже зарубежного. А во многих отношениях и превосходит его.
Александр Лукашенко:
— То, что у нас образование не хуже, факт однозначный и в доказательствах не нуждается. Но образование мы даем нашим детям для нашей страны. Важно, чтобы вы изначально определились в своем пути. После первого курса, особенно практико-ориентированные дисциплины, — в поле, на заводе… Там определяйтесь, туда вы попали или нет. С первого курса, в крайнем случае со второго, — практика, практика, практика. Чтобы вы понимали, можете вы или нет. Если попали не туда, переориентируйтесь быстрее и начинайте заниматься своим делом. Господь протянет руку тому, кто больше всего желает и может. Действуйте!
22 ноября 2024 года, на встрече со студентами в МГЛУ.
— То, что у нас образование не хуже, факт однозначный и в доказательствах не нуждается. Но образование мы даем нашим детям для нашей страны. Важно, чтобы вы изначально определились в своем пути. После первого курса, особенно практико-ориентированные дисциплины, — в поле, на заводе… Там определяйтесь, туда вы попали или нет. С первого курса, в крайнем случае со второго, — практика, практика, практика. Чтобы вы понимали, можете вы или нет. Если попали не туда, переориентируйтесь быстрее и начинайте заниматься своим делом. Господь протянет руку тому, кто больше всего желает и может. Действуйте!
22 ноября 2024 года, на встрече со студентами в МГЛУ.
Сберегли и приумножили
В свое время СССР не зря называли самой читающей страной в мире. Что совершенно неудивительно, учитывая, что среднее образование было обязательным, профессионально-техническое — доступным и популярным, а поступление в институт и университет — возможным при желании и хорошей успеваемости. Беларусь — одна из немногих стран на постсоветском пространстве, которой удалось сохранить все лучшее из наработанного опыта. При этом наша система образования не статична, она постоянно модернизируется и совершенствуется в соответствии с требованиями времени.В 2004 году было введено обязательное централизованное тестирование (ЦТ) для абитуриентов, ответы на задания которого проверяет компьютер. Теперь «с черного хода» в вуз не попадешь. С 2023 года основной формой выпускных испытаний за курс общего среднего образования становится централизованный экзамен — ЦЭ.
О деньгах и не только
Обсуждая, а порой и критикуя национальную систему образования, мы нечасто задумываемся о том, что в отличие от стран Западной Европы и США в Беларуси она практически полностью финансируется из государственного бюджета. Ежегодно на эти цели расходуется около 5 % ВВП — серьезная цифра, хорошо характеризующая социально ориентированную модель государства, отмечает член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Сергей Клишевич:— У нас любому человеку гарантировано право на получение бесплатного образования (причем достойного уровня), начиная от детского сада до колледжа и вуза. И заканчивая высшими научными кадрами, которые готовят в аспирантуре и докторантуре. Есть возможность получения дополнительных компетенций бесплатно либо за очень небольшие деньги. О таких условиях только мечтает молодежь многих стран.
Если абитуриент не прошел на бюджет, он может поступить на платное обучение, стоимость которого в разы ниже, чем за рубежом. Выбирая учебу в родной стране, молодые люди в любом случае выигрывают, получая именно те знания, которые им нужны, поскольку высшее образование в Беларуси самым тесным образом связано с экономикой и потребностями заказчиков кадров — крупных предприятий, институтов, государственных и частных компаний. Во многих случаях, особенно если речь идет о популярной в последнее время целевой подготовке, студент практически сразу вводится в курс того, что он будет делать на будущем рабочем месте, какие для этого нужны компетенции и так далее. Практикоориентированность — одна из важнейших характерных черт всех уровней обучения в стране.
Гарантировано первое рабочее место
— Еще один важный момент — поддержка выпускников в виде системы распределения на государственные предприятия, в институты, школы, вузы и далее по списку, — продолжает Сергей Клишевич. — Заметьте, предоставляется не только первое рабочее место, но и статус молодого специалиста с массой привилегий, возможность развивать свои компетенции дальше. В некоторых случаях помогают решать даже квартирный вопрос. Где, в какой стране мира вы такое найдете? Сейчас даже платники могут рассчитывать на распределение. Кстати, многие этим пользуются, и таких людей с каждым годом становится все больше.Молодой врач-невролог Екатерина Гречнева работает в 5-й городской клинической больнице Минска. В прошлом году она окончила Гродненский государственный медицинский университет и получила распределение в столицу.
— В вузе нас основательно подготовили к выходу на первое рабочее место. Всем выпускникам выдали брошюры с пошаговой инструкцией, в которой был указан перечень документов, сроки прибытия в медучреждение. Помимо этого, был расписан и план интернатуры по всем циклам. Я приехала заранее, чтобы познакомиться с коллективом и своим наставником. Хотя отработка начиналась в августе, уже в июле выполняла задания, которые давал руководитель. Таким образом готовилась быть во всеоружии на работе.
Думать о том, куда пойти работать, нужно уже с первого курса учебы в вузе, считает молодой доктор. Многие студенты присматриваются к организациям, где они проходят практику. Если хорошо себя зарекомендовал, можно рассчитывать, что тебя возьмут на работу.
Об уровне и популярности белорусского высшего образования свидетельствует в том числе и статистика. Сейчас у нас обучаются около 30 тысяч студентов из более чем 100 стран.
И эта география постоянно расширяется. Абитуриентов привлекает адекватная стоимость обучения, его практикоориентированность и максимально насыщенное полезными знаниями содержание учебных программ.
Со школьной скамьи
Подготовка детей к выбору будущей профессии начинается еще в школе, а наиболее активно она ведется с учениками 9–11-х классов, говорит директор Свислочской средней школы им. А. Г. Червякова Татьяна Архипова:
— Ежемесячно ребята посещают различные учреждения профессионального образования района и области. За прошлый учебный год организовали более 20 совместных профориентационных мероприятий. У нас есть педагогические и инженерные классы. Ученики последних регулярно посещают различные факультеты БНТУ и БГТУ, где для них проводятся практические занятия, лекции и мастер-классы. То есть у ребят есть возможность близко познакомиться с различными профессиями и системой обучения.
Наперед расписано и посещение различных предприятий. Ученики Свислочской средней школы — частые гости на местном ЗАО «Август-Бел», ОАО «Завод горного воска» и ОАО «Руденск». К ним часто приезжают представители МЧС, милиции, Госавтоинспекции, следственного комитета, которые рассказывают о своих трудовых буднях и помогают детям определиться с будущей профессией.
— Каждый год более половины выпускников нашей школы становятся студентами вузов, — говорит Татьяна Архипова. — Таких результатов удается добиться благодаря отличной подготовке к выпускным экзаменам и тестированию. По запросу ребят мы открываем факультативы, на которых идет усиленная подготовка к поступлению. Также упор на централизованный экзамен и тестирование делается на уроках. Этого вполне достаточно для того, чтобы дети успешно сдали тесты.