Пандемия пандемией, а балет — по расписанию. В Большом театре Беларуси недавно прошел генеральный прогон балета «Пер Гюнт» Эдварда Грига. Спектакль вернулся в репертуарную афишу спустя почти полвека (42 сезона назад в Большом кипели такие же страсти). И именно им театр откроет свой 88-й сезон — первые показы состоятся 8 и 9 сентября
«Пер Гюнт» — беспроигрышный романтический блокбастер, возвышенный, мистический, одухотворенный, он и сегодня способен потрясти до глубины души чувствительные натуры.
Одноименную драму Генрика Ибсена с музыкой Эдварда Грига, написанной когда-то к поэме по просьбе автора, поставил молодой хореограф Сергей Микель. Он ученик народного артиста СССР худрука Большого театра Валентина Елизарьева, обладатель Национальной театральной премии, лауреат международных конкурсов. Для молодого балетмейстера-постановщика «Пер Гюнт» — дебют на этой сцене. Видно, что молодой хореограф не побоялся ответственности и возможных сравнений, в большое во всех смыслах сценическое пространство вошел легко и свободно, без давящего на плечи груза авторитетов. До этого на сцене Белорусского академического музыкального театра Микель поставил два взрослых балета — «Вишневый сад» и «Титаник», а также спектакль для детей «Джеймс — Персик-великан».
Автором музыкальной редакции и дирижером-постановщиком нынешней премьеры выступил наш любимый гуру и сэнсэй народный артист Беларуси Александр Анисимов, известный тем, что скрупулезно и крайне дотошно подходит к изучению музыкального материала, предназначенного для исполнения. При этом он что-то добавляет к хрестоматийной версии, переиначивает. Все для того, чтобы обогатить новым величественным знанием нас, слушателей и зрителей, чьи уши порой так забиты музыкальными однодневками. Чтобы музыку того или иного композитора показать в объеме и необходимом музыкальном контексте. Не отошел от своих принципов Александр Михайлович и на этот раз, предложив хореографу взять за основу не две популярные сюиты, а полную партитуру Грига к драме «Пер Гюнт», которая включает почти 1,5 часа музыки. Как признался маэстро в одном из интервью, некоторые самые популярные моменты оркестровой сюиты из «Пера Гюнта», например «Танец Анитры» или фрагмент «Утро», в балете вовсе не использованы. Зато в нынешнее музыкальное «варево» он добавил и другие произведения Грига — четыре норвежских танца, лирические пьесы, фрагменты оперы «Олаф Трюгвассон». В итоге в балете зрители услышат, кроме привычных романтических трелей и напевов, бессмертного хита «В пещере Горного короля», и не столь хорошо известную музыку Грига. Солисты оперы здесь тоже активно действуют на сцене и поют на норвежском языке.
В масштабном спектакле задействовано несколько составов исполнителей. Запоминается премьер театра — эффектный француз Эвен Капитен в роли Пера Гюнта, Сольвейг Людмилы Уланцевой. Мудрая Озе, мать Пера Гюнта, для Ирины Еромкиной — новый и неожиданный образ. Пластичный Такатоши Мачияма стремится проявить все грани своего хореографического таланта в образе Пуговичника.
Магическое и непредсказуемое действо начинается с жизнерадостной ноты и затягивает сразу. Талантливый художник Любовь Сидельникова сочинила около 250 костюмов. Сделаны они со вкусом и фантазией. Пер предстает настоящим модником, Сольвейг — олицетворением подлинной женственности, а у Троллей просматриваются стилизованные наряды с актуализированными элементами из наших дней. Эффектны костюмы жителей деревни Хэгстад, бедуинов и бездомных на свалке. Художнику было где развернуться и проявить фантазию.
Первоначально «Пер Гюнт», как и чеховская «Чайка», успеха не имел и даже был воспринят в Норвегии и Дании достаточно негативно. Известный сказочник Х.К. Андерсен назвал произведение «совершенно бессмысленным». Однако, как отмечает литературная критика, со временем, в основном благодаря образу Сольвейг, «началось переосмысление пьесы». Прежде всего этому способствовала волнующая, не потерявшая своей свежести и сегодня музыка Эдварда Грига. Новые достойные страницы в истории существования творения Грига и Ибсена теперь написаны и талантливыми белорусскими повелителями жестов, слов и нот.
КСТАТИ
К сюжету «Пера Гюнта», написанного 145 лет назад Генриком Ибсеном, неоднократно обращались режиссеры и балетмейстеры как в двадцатом веке, так и в двадцать первом. Для многих современных творцов он становился источником подлинного вдохновения.
Стоит вспомнить великолепный советский кукольный мультфильм для взрослых 1979 года, который снял на студии «Союзмультфильм» режиссер Вадим Курчевский. Существует одноименная экранизация немецкого режиссера Уве Янсона 2006 года. Балет «Пер Гюнт» ставили хореографы Джон Ноймайер в Гамбургском балете и Эдвард Клюг в Словенском национальном театре в Мариборе. Если Клюг работал с музыкой Грига, для балета Ноймайера оригинальную музыку написал известный советский и российский композитор Альфред Шнитке.
В начале 1960-х на сцене Пермского театра оперы и балета шла постановка, осуществленная балетмейстером Ксенией Есауловой.
В 1981 году свою версию представил американский хореограф Бен Стивенсон. Спектакль был поставлен для труппы Хьюстонского балета и перенесен на родину Ибсена — в Норвегию, а также на сцены других европейских стран и Чили. В Перми данная сценическая версия Стивенсона впервые была представлена в 1995-м. Музыка Грига звучала в ней в редакции и инструментовке британского дирижера и композитора Джона Ланчбери. «Да, Пер Гюнт — неприятный малый, — говорил Бен Стивенсон о своем герое. — Он ужасно поступает со своей матерью, волокита и распутник, ему на все наплевать, он ни о ком и ни о чем не беспокоится. Но в то же время я чувствую, что есть в этом персонаже, безусловно, что-то человеческое, что привлекает меня в нем».
Появлялся «Пер Гюнт» и в драматическом театре. В 2011 году в театре Ленком Марк Захаров представил спектакль с хореографией Олега Глушкова. Главную роль исполнил артист Антон Шагин. В театре имени Вахтангова в 2019-м свою версию ибсеновской драмы предложил главный режиссер Юрий Бутусов.
pepel@sb.by