С ранних лет Аня привыкла быть в центре внимания
Быть постоянно при деле и не терять времени даром Аня научилась с малых лет. В три года активная и артистичная малышка занималась в театральном кружке, посещала секцию по художественной гимнастике и развивающие занятия по подготовке к школе. Дополнительно несколько раз в неделю мама возила Аню из спального микрорайона в центр города на индивидуальные занятия по вокалу. В младших классах расписание стало еще более интенсивным: она начала заниматься в детской музыкальной школе искусств № 20 по классам «вокал» и «фортепиано», а в прошлом году добавился еще один инструмент – скрипка. Предмет особой гордости в семье – увесистая папка с грамотами, которые Аня привезла с различных творческих конкурсов. Соседи к домашним репетициям относятся с пониманием: не бегают жаловаться, а, наоборот, аплодируют, когда девочка уединяется в ванной, чтобы размять голосовые связки.
Энергии на внеурочные занятия у Ани хоть отбавляй, но расписание так или иначе требует компромиссов. Одним из них стал отказ от художественной гимнастики: уж очень много времени отнимала дорога на тренировки. В качестве альтернативы родители предложили дочери занятия современными танцами в частной студии неподалеку от дома. Трижды в неделю девочка ходит на уроки плавания в бассейн средней школы № 56. А в минувшем учебном году неожиданно попробовала себя еще в одном виде спорта, рассказывает мама Виктория:
– По пути в школу Аню заприметил тренер секции по боксу. Он уверял, что у нее прекрасные физические данные. Я только руками развела: ну какой бокс, она же такая маленькая, увлекается творчеством! Однако не стала препятствовать желанию дочери: около месяца она ходила на занятия, очень нравилось, но пришлось бросить, потому что времени не хватало. Анюта очень переживала потом, что ушла. Так же было и с робототехникой: Аня посещала пришкольный кружок (единственная среди мальчишек!), полюбила занятия, хотела бы продолжить в этом году, если позволит время.
Стандартная учебная неделя девочки выглядит так: трижды в неделю к девяти утра она едет на четыре урока в музыкалку, затем мама подвозит в школу, а после уроков к восьми вечера Аня отправляется на танцы. Занятия в музыкальной школе чередуются с бассейном. Когда учить уроки и отдыхать? Виктория поясняет:
– Уроки делаем до 10–11 вечера, бывает, и до полуночи, если не идет математика (она особенно сложно дается). Отдыхает дочка на летних каникулах: дети (есть еще старшая дочь, 18-летняя Лиза) едут в деревню – набираться сил и дышать свежим воздухом.
Нужно ли столько активностей ребенку и как найти баланс между уроками в школе и внеклассными занятиями? Виктория рассуждает:
– Многие говорят: зачем так издеваешься над ребенком, излишне нагружаешь? А я считаю: вместо сидения в компьютере или гаджетах пусть лучше она занимается чем-то полезным: пробует себя в лепке, рисовании, танцах, игре на музыкальном инструменте, пении... Родители должны показать сыну или дочке весь спектр и предоставить возможность решать самостоятельно, хочет он (или она) заниматься или нет. Однако многие папы и мамы не записывают детей в секции и объединения по интересам, чтобы потом не тратить свое время.
Аня помогает маме ухаживать за бездомными животными
Кстати, за всеми увлечениями школьница находит время и силы, чтобы помогать маме-волонтеру заботиться о бездомных животных, которых Виктория берет на лечение и передержку.
КОМПЕТЕНТНО
КОМПЕТЕНТНО
Как не переборщить с кружками и секциями для ребенка?
Елена Шаганова, педагог-психолог средней школы № 10 Минска:– Действительно, есть очень увлеченные дети, которые хватаются за все подряд, и родители с энтузиазмом поддерживают их. Однако ловушка кроется в том, что, если ребенок недостаточно времени отдыхает и не соблюдает режим дня, он может испытывать перегрузки. Впоследствии это чревато развитием стрессовых или кризисных состояний, неврозов. Может снизиться интерес к дополнительным занятиям и учебе, и тогда родители столкнутся с другой проблемой – слабой успеваемостью ребенка в школе. Детям младшего школьного возраста рекомендуется заниматься максимум двумя видами разноплановой деятельности. В начальных классах у мальчиков и девочек часто меняются интересы: они выбирают, что им больше по душе, пробуют разные направления. В средних и старших классах появляется устойчивый интерес, они останавливаются на одной сфере и больше времени уделяют ей. Также очень важно оставлять ребенку свободное время (примерно около двух часов), которым он сможет распоряжаться самостоятельно: отдыхать, играть, смотреть мультики.
derzhanovich@sb.by
Фото из личного архива семьи Храпун.