Почему следует дружить с Афганистаном

Триллион ищет желающих

Экономическое сотрудничество с Афганистаном открывает большие перспективы
Афганистан у многих из нас вызывает ассоциации лишь с несколькими вещами: печально известной советско-афганской кампанией ХХ века, с “наркотической” славой этой страны, периодическими терактами в ней и нелегальной миграцией из нее. Наверное, именно поэтому состоявшийся в августе официальный визит премьер-министра Афганистана Абдуллы Абдуллы в нашу страну не привлек особого общественного внимания. А зря. Экономическая дружба с этим государством выгодна во всех отношениях.

Рельеф Афганистана непрост, но в его недрах — умопомрачительные богатства.

Поначалу еще советские, а затем и американские геологи обнаружили в Афганистане невероятные запасы полезных ископаемых. Примерное содержание “афганской кладовой” обнародовала газета The New York Times. Да, нефти и газа там сравнительно не много. Зато железа — на 421 миллиард долларов, меди — на 274 миллиарда, редкоземельного металла ниобия — на 81 миллиард, кобальта — на 51 миллиард. Еще 25 и 24 миллиарда долларов стоят запасы золота и молибдена соответственно. Всего разведано богатств на 908 миллиардов долларов — почти триллион! Разработки этих ископаемых хватило бы Афганистану для самообеспечения в течение почти ста лет. Обнаруженные же в солончаках Западного Афганистана запасы лития и вовсе оцениваются геологами как богатейшие в мире. С учетом глобального развития электротранспорта им вполне по силам превратить Афганистан в “литиевую Саудовскую Аравию”.

Сами афганцы с подобным природным изобилием у себя под ногами связывают все надежды на будущее. Алгоритм уже обозначил сотрудник посольства Афганистана в США Ахмад Шах Катавазай:

— Есть только один способ на сегодня стабилизировать афганскую экономику — начать правильную разработку и добычу минеральных ресурсов с постепенным отказом от иностранной помощи. Что в конечном итоге поможет стране встать на ноги. Прибыль, полученная в результате коммерческих проектов по добыче полезных ископаемых, будет способствовать промышленному социально-экономическому развитию.

Однако пока сырьевой бум в Афганистане — утопия. Причин этому много. Во-первых, чисто технологические. Советский Союз начинал в свое время разработку афганских недр. Сменявшие затем друг друга исламистские правительства свели все наработки на нет. Во-вторых, финансовые причины. С учетом горно-пустынного рельефа местности, практически нулевой инфраструктуры и полного отсутствия собственных профессиональных кадров углубление в афганские недра потребует десятки, если не сотни, миллиардов долларов. В-третьих, мешают и военно-политические причины. В Афганистане по-прежнему хозяйничают талибы, племенные ополчения и просто вооруженные банды. Захотят ли крупные мировые концерны рисковать своими долларами, а также специалистами и оборудованием в стране, чуть ли не ежемесячно упоминающейся во “взрывной” хронике мировых новостей?

Возникает закономерный вопрос. Если дела в Афганистане столь плохи, каков же резон Минску сотрудничать с Кабулом? Декан факультета международных отношений БГУ, доктор исторических наук, профессор Виктор Шадурский смысл такого сотрудничества видит весьма многогранным:

— Во-первых, Афганистан располагает довольно существенным по численности населением, которое нуждается в товарах. Причем товарный рынок развивается, а наша техника афганцам хорошо известна еще с советских времен. Во-вторых, у нас на технических специальностях училось множество афганских студентов. Даже среди моих однокурсников были афганцы. Сегодня эти люди довольно активны, многие занимают в Афганистане значимые посты в государстве и бизнесе. То есть у нас в Афганистане, по сути, существует собственное лобби. И его мы можем использовать для организации предприятий и поставок.

15 августа  ОАО “Амкодор” — управляющая компания холдинга” посетил премьер-министр Афганистана Абдулла Абдулла.
Фото БЕЛТА

Между тем многочисленные международные и региональные корпорации и ряд держав уже продемонстрировали свою готовность ввязаться в междоусобную драку за обладание этими запасами. Особый интерес к освоению минерально-сырьевой базы Афганистана проявляют китайские и индийские инвесторы. Так, консорциум индийских сталелитейных компаний несколько лет назад выиграл тендер и получил права на разработку трех участков железорудного месторождения Хаджигак в провинции Бамьян.

Активно подключаются к разработке афганских недр и США. С помощью сложного оборудования, закрепленного на борту самолета Orion P-3, американцы обследовали до 70 процентов территории страны, составив ее подробные геологические карты. Одновременно разительно изменилась риторика президента Дональда Трампа. В одной из своих предвыборных речей он восклицал: “Мы близки к тому, чтобы потратить — вы только послушайте — шесть триллионов долларов на войны в Ираке, Афганистане и на Ближнем Востоке. На эти деньги мы могли дважды перестроить свою страну — значительная ее часть находится в состоянии полной запущенности”. На прошлой же неделе Трамп сделал разворот на 180 градусов: “Наши войска будут воевать до победы”. Забавно, не правда ли?

Конечно, нашей стране в такой ситуации ввязываться в афганскую драку — коммерческую ли, политическую ли — бессмысленно. Однако Виктор Шадурский видит альтернативный вариант:

— Нам надо искать и создавать с кем-то консорциум. В одиночку поднять аналогичные проекты в Афганистане нам не по силам, а вот объединить свои усилия с дружественными Китаем или Индией — вполне. Так шаг за шагом мы вполне сможем нащупать и найти свою нишу. Начав с простого — поставок какого-либо оборудования, сельхозтехники, БелАЗов.

Такая осторожность более чем оправданна. Ведь природные богатства Афгана могут превратить весь регион в арену напряженной конкуренции. Именно так не раз происходило при обнаружении, скажем, нефти. Причем в Афганистане такое противостояние станет специфическим: в него ввяжутся еще и террористы. Не приходится сомневаться, что талибы сделают все возможное, чтобы оставить за собой контроль над районами с залежами полезных ископаемых. Так, старая истина верна и сегодня: какая борьба не велась бы на Востоке — эта борьба за природные ресурсы.

Джэк Медлин, руководитель афганского проекта Геологической службы США (USGS):

— Афганистан обладает очень богатыми минеральными ресурсами. Мы идентифицировали минимум 24 месторождения минералов мирового класса. В недрах этой страны — порядка 60 миллионов тонн меди, 2,2 триллиона тонн железа, 1,4 миллиона тонн редкоземельных элементов типа лантана, цезия и неодима. Эти ресурсы обеспечивают потенциал для Афганистана, который позволит стране развивать свою экономику, создавать рабочие места и строить новую инфраструктуру. Столь богатые ресурсы позволят мирному населению оказать сопротивление террористам и отказаться от их влияния.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter