Наверняка не все из вас следят за развитием дел в первой лиге нашего футбольного чемпионата. А там немало интересного: команды в верхней части таблицы идут достаточно плотной группой. Обращает на себя внимание лидерство «Смолевичи–СТИ». За командой из городка в 35 километрах от Минска расположились столичное «Торпедо», гомельский «Локомотив» и столичный же «Луч». А это значит, что в следующем году нас вряд ли ждет увеличение средней посещаемости матчей первенства в высшей лиге.
На матчи «Луча» практически не ходят болельщики.
Давайте посмотрим правде в глаза. «Смолевичи–СТИ» собирают несколько сотен людей на играх, при том, что впервые в истории имеют отличные шансы на выход в элитный дивизион. Последний пример — в 15–м туре, когда «Смолевичи–СТИ» принимали «Белшину». За поединком наблюдали 400 зрителей. А если стадион «Озерный» не сертифицируют для элитного дивизиона? Второй претендент — амбициозное «Торпедо». Которое тоже не может похвалиться ажиотажем на трибунах — 450 зрителей наблюдали за недавней победой над «Слонимом–2017». Гомельский «Локомотив» также находится в тени главной городской команды: за игрой железнодорожников с «Лучом» наблюдали всего 400 человек. Сам же «Луч» в домашних играх и этих показателей не имеет. Итого: в дополнение к часто пустым трибунам этого сезона мы получим еще пару команд без болельщиков в сезоне следующем.
Недавно я посмотрел пару матчей чемпионата Польши. Качество футбола почти не отличается от белорусского. Но по антуражу — пропасть. Польские телеканалы продают телеправа, на трибунах нередко можно увидеть и двадцать тысяч человек. И это в городах, не отличающихся по населению от Бобруйска или Орши. Очевидно, что наш чемпионат нуждается в резком усилении позиций в маркетинге и привлекательности. Увы, но большинству клубов сегодня нет дела до работы с болельщиками. Возьмем, например, «Луч». Кто является поклонником этого столичного клуба, для кого он существует? И какие масштабные действия предпринимаются (а иных не требуется в ситуации, когда симпатии минчан уже отданы другим клубам) для преодоления этого явления? Обидные слова для представителей «Луча». Но разве есть что возразить по сути? А «Торпедо»? Конечно, у команды есть фан–сектор. Есть история. Но по сути–то команду массово не поддерживает ни столичный зритель в целом, ни жители Заводского района, ни рабочие многочисленных предприятий, расположенных поблизости от стадиона.
В гандболе существуют критерии для выступления команд в элитных группах Лиги чемпионов. И это не только спортивные показатели, но и работа маркетинга, инфраструктура, наполняемость трибун и их активность. Не оспариваю необходимость дальнейшего приоритета спортивных показателей, но федерации явно пришла пора начать уделять значительно больше внимания не только готовности стадионов, но и работе клубных администраций. Если интернет–трансляции смогли наладить и введена сертификация стадионов перед началом чемпионата, то почему бы не внедрить жесткие критерии по работе администраций клубов в этом направлении.
Работа с болельщиком не менее сложна, чем достижение спортивного результата. Но если немедленно не заняться этим по–настоящему, то мы так и будем наблюдать, как «Минск» принимает БАТЭ при пустых трибунах, бездомная «Ислочь» ставит антирекорд посещаемости за антирекордом, пустеют трибуны на играх когда–то модных «Крумкачоў». Для Городеи выступление местной команды является праздником, для Слуцка — событием, Брест бьет рекорды посещаемости. Но в следующем сезоне, если потенциальные новички лиги не возьмутся за дело прямо сейчас, эта картина станет скорее исключением, чем правилом. А значит, ту же Польшу, несмотря на идентичные показатели в еврокубках в этом году (как и у нас осталась одна команда в плей–офф Лиги Европы), по–прежнему будет отделять от Беларуси непреодолимая пропасть в плане футбольного маркетинга.
Удастся ли остановить падение зрительского интереса к чемпионату Беларуси по футболу?
Трибуны и пустота
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.