Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Могли бы мы раньше представить, что какая‑либо страна будет запрещать въезд к себе генсеку ООН. Важно вместе выступать против незаконных односторонних экономических ограничений. Они сегодня касаются не только Беларуси и России. Под угрозой вторичных санкций находятся фактически все страны Содружества.
На заседании Совета глав государств СНГ в Москве, 8 октября 2024 года.
— Могли бы мы раньше представить, что какая‑либо страна будет запрещать въезд к себе генсеку ООН. Важно вместе выступать против незаконных односторонних экономических ограничений. Они сегодня касаются не только Беларуси и России. Под угрозой вторичных санкций находятся фактически все страны Содружества.
На заседании Совета глав государств СНГ в Москве, 8 октября 2024 года.
Резолюция к исполнению
История с объявлением генсека ООН в Израиле персоной нон грата является наиболее показательной, так как это государство создавалось именно по решению ООН — 29 ноября 1947 года была принята резолюция, известная как «План раздела Палестины». Этот документ включал в себя прекращение британского мандата в Палестине к 1 августа 1948 года и рекомендовал создание на ее территории двух государств: еврейского и арабского. За проголосовала и БССР.Однако уже через три года после этого ООН показала ограниченность своих возможностей. И самый яркий пример здесь исполнение этой самой резолюции, по которой должны были быть созданы два государства: Израиль и Палестина. С тех пор прошло более 75 лет, было издано более семидесяти различных документов ООН по урегулированию израильско‑палестинского конфликта. Однако воз и ныне там.
Преодоление кризисов
Почему сегодня так часто проявляется нерешительность ООН? Она была создана по результатам Второй мировой войны союзниками по антигитлеровской коалиции. Постоянное членство в Совете Безопасности этой организации заняли крупнейшие страны, которые вели борьбу с фашистскими государствами. Согласно статье 24 Устава этой международной структуры именно на Совбез возложена главная ответственность за поддержание мира на планете. Постоянные члены Совбеза, то есть страны‑победительницы, имеют право исключительного вето, что требует от них консенсуса в принятии решений.И в этом как раз кроется главная проблема современной системы международных отношений. В годы холодной войны и разделения мира на два противоборствующих блока (капиталистический и социалистический) площадка ООН была местом переговоров между ними.
Несмотря на глубокие противоречия, немаловажную роль в этом играла память об ужасах Второй мировой у еще некогда союзников по антигитлеровской коалиции. Эти механизмы были очень важны при решении Берлинского кризиса 1961 года, который имел все шансы перерасти в прямое противостояние между социалистическим и капиталистическим блоками.
Глобальная девальвация
Однако перестройка, распад СССР и нависшая над миром иллюзия победы западных ценностей, которые сразу же многие стали именовать универсальными, привели к слому баланса системы международных отношений. Организация Объединенных Наций виделась Белому дому лишь в качестве некоего формального органа для придания статуса обязательных для исполнения всеми другими странами мира решений Вашингтона.Подобная логика резко девальвировала ООН. Понятно, что уже в конце 1990‑х годов такие постоянные члены Совбеза этой глобальной структуры с правом вето, как Россия и Китай, оказались в оппозиции. Они ветировали попытки США использовать ООН как инструмент проведения Вашингтоном собственной агрессии против неугодных стран.
Белый дом в ответ пошел на нарушение международного права и начал проводить свои агрессивные действия единолично либо вместе с союзниками по НАТО. Это стало главной причиной потери авторитета и функциональности ООН.
Бомбежки Югославии, интервенция в Ирак, «арабская весна» и много других случаев односторонней агрессии США против третьих стран, игнорирование Вашингтоном международного права привело к полноформатному кризису Организации Объединенных Наций.
Нужен системный подход
Изменения геополитических реалий ставят вопрос реформирования Совета Безопасности ООН. В первую очередь это касается состава его постоянных членов с правом вето. И здесь имеется два подхода. Американцы и их союзники предлагают ввести в состав постоянных членов прежде всего своих единомышленников и отменить право вето, чтобы не позволять Китаю и России блокировать их документы.Противоположной позиции придерживаются Пекин, Москва, Минск, страны Глобального Юга и другие. Ведь сегодня важно сохранить баланс интересов и вернуть ООН авторитет и работоспособность. Поэтому, в частности, звучат предложения и о расширении постоянных членов Совбеза ООН, что позволило бы этому органу быть более репрезентативным и авторитетным, а также отражать реалии сегодняшнего мира.О том, что нужны перемены, свидетельствует и ситуация в Украине и на Ближнем Востоке. Выстраивание новой архитектуры глобальной системы отношений идет тяжело. И голос влиятельной международной организации здесь очень важен.
Пресловутые права человека
Сегодня Западом игнорируются не только конкретные резолюции, но и основополагающие принципы ООН. Взять хотя бы пресловутые права человека, которые стали дубинкой в отношении одних стран, но абсолютно не применяются к другим. И здесь, конечно же, можно было бы вспомнить ужасную историю с Югославией, которую государства НАТО в 1999 году разбомбили в нарушение всех базовых норм международного права.Антиколониальная борьба
Отразилась на глобальной расстановке сил и постепенная деколонизация. Простые цифры. В момент создания ООН на планете насчитывалось около 60 стран. Большинство государств Азии и Африки находилось в колониальной или полуколониальной зависимости. Речь, например, об Индии и Пакистане. В Китае шла гражданская война, а его основными портами владели западноевропейские державы.За послевоенное время произошло много важных событий. И если вначале народы колоний боролись за хотя бы формальную независимость и право иметь субъектность, то есть голос на мировой арене, то последние двадцать лет страны Глобального Юга уже ведут борьбу не просто за реальный суверенитет, а за возможность влиять на глобальную повестку.
Петр ПЕТРОВСКИЙ, политолог.