Сейчас подсудимые, конечно, стараются придать своим планам несерьезный характер. То Федута начнет рассуждать про то, что фитнес-тренер Кулаженко, главный бэнээфовец Костусев, врач Щигельский, американский юрист Зенкович и он, литературовед Федута, компания совершенно несерьезная и никакого ущерба стране их пространное общение нанести не могло. То Зенкович, задавая вопрос свидетелю Сергею Антусевичу, подчеркивает, что общались с шутками и прибаутками и Антусевич, быстро сориентировавшись, поддерживает его – да, всего лишь шутили.
Но, как бы подельники не пытались сейчас выкрутиться, записи их переговоров и скрины их переписок сомнений не оставляют – планировали все максимально серьезно, готовы были убивать и возможность гражданской войны в Беларуси их ничуть не смущала.
Материалы ОРМ неумолимо свидетельствуют - подсудимые были заняты не просто эмпирическими обсуждениями и рассуждениями. Заговорщики запланировали последовательность своих действий и даже подвели под них некую юридическую основу. Уже были найдены финансовые средства, необходимые для осуществления этих планов. Конечно, денег много не бывает, особенно для белорусской оппозиции и подельники не оставляли надежду найти дополнительное финансирование прямо до момента своего ареста.
Кроме того, заговорщики искали подходы к тем, кто, по их задумке, должен был привести их на вершины власти – к руководству Вооруженных сил нашей страны. Именно для этого Зенковичем был установлен контакт с «силовиком» Иваном Журавским, который обещал Юрию контакт прямо с «генералом».
Материалы ОРМ свидетельствуют – Зенкович и Журавский постоянно общались, обсуждали нюансы, а также реакцию «генерала» на информацию и предложениях заговорщиков, о которых ему якобы докладывает Журавский.
Но заговорщики, конечно, осторожничали и основное обсуждение своих планов решили перенести за границу. В Казахстане встретиться им не удалось из соображений конспирации, выехать в Европу помешал ковид. Решили назначить встречу в Москве.
«Генерал», к сожалению, не смог присутствовать на встрече лично, был слишком занят на работе. Представители из США тоже подвели, им помешали прилететь ковидные ограничения. Но сам «силовик» Журавский, конечно, в Москву приехал, еще и с сотрудником по имени Максим. И Федута к тому времени тоже удачно оказался в Москве.
Забавно слышать как в одном из разговоров Зенкович напоминает «силовику» Журавскому о необходимости соблюдения мер конспирации и предупреждает, чтобы он не привел за собой «хвост» …
Последний завтрак на свободе
Часть оперативной видеосъемки встречи, которая состоялась 11 апреля 2021 года в московском ресторане украинской кухни «Тарас Бульба», покажут по белорусскому телевидению после задержания участников. Но только часть. Белорусские зрители не смогли оценить приподнятое настроение, в котором находятся заговорщики, и которое сквозит во всем их поведении – кто-то напевает, кто-то читает меню и весело выбирает что заказать «по-простенькому», кто-то уже заказывает кофе, минералку, сок.
В таком же приподнятом настроение заговорщики дальше будут обсуждать страшные вещи, которые они планировали для Беларуси – силовой захват власти, блокировку энергосистемы, список тех, кого надо арестовать буквально в первый час после захвата власти. Речь идет о Президенте, членах его семьи, премьер-министре, главах палат белорусского парламента, руководстве КГБ, МВД, СК.
Зенкович в ресторане: «Задача номер один – устранить самого главного. Вторая – блокировать внутренние войска. Третья – взять под контроль ряд объектов, в том числе и телевидение, чтобы зачитать обращение».
«Если его не будет физически, то за него никто вписываться не будет», - тоже Зенкович. На уточняющий вопрос государственного обвинителя о том, кого он имел в виду, Зенкович ответил – Президента Лукашенко. Правда тут же уточнил, что он против убийства.
Судя по всему, Зенкович также против, как Федута не участвовал в обсуждении силовых действий по захвату власти. Конечно, не участвовал, конечно, против. Только вот в ресторане немножко, да в Zoom-конференциях слегка …
Сидя на скамье подсудимых и обозревая открывшиеся перспективы немалых сроков, все отрицают свою кровожадность. Такую же трансформацию мы наблюдали и в суде над бандой Автуховича. Кстати, сам Автухович фигурирует и в деле заговорщиков. И это вообще не удивляет.
Встреча в ресторане продолжалась почти два часа. Через некоторое время после ее завершения Федута и Зенкович были задержаны.
Зенкович опять ищет 400 долларов …
А обвиняемый Зенкович в очередной раз утверждает, что после ареста у него пропали 400 долларов. Однако, как заметил государственный обвинитель, на протоколе изъятия у Зенковича предметов и финансовых средств во время задержания, стоит его личная подпись и отсутствуют замечания о несоответствии суммы изъятых денег.
Судебное заседание закончилось оглашением материалов переписки между Зенковичем и другими фигурантами дела.
Кстати, исходя из оглашенного в суде, Николай Автухович, которому заговорщики поручили устранение Президнета, раскритиковал их планы. Автухович считал, что уничтожить Президента Беларуси на земле невозможно или будет очень много жертв. Единственную возможность уничтожения Автухович видел только в нападении на самолет Президента в воздухе. Для этого Автуховичу нужен был, как минимум, ПЗРК «Стингер». А купить необходимый ПЗРК он предлагал в Украине.
Также Автухович делился собственными планами по запугиванию белорусских силовиков и дальнейшему раскручиванию тактики террора.
Следующее заседание состоится 11 августа.
Напомним
С 29 июля Минским областным судом рассматривается уголовное дело о заговоре с целью захвата государственной власти. По уголовному делу в качестве обвиняемых привлечены пять человек: Юрий Зенкович, Александр Федута, Григорий Костусев, Ольга Голубович и Денис Кравчук.
Зенкович, Федута и Костусев обвиняются в заговоре, совершенном с целью захвата государственной власти неконституционным путем (ч.1 ст.357 УК). Им грозит наказание от 8 до 12 лет лишения свободы.
Еще два фигуранта, Ольга Голубович и Денис Кравчук обвиняются в активном участии в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок (ч.1 ст.342 УК). Статья предусматривает наказание в виде лишения свободы до 4 лет или ограничение свободы от 2 до 5 лет, или арест.
Кроме этого, Зенковичу инкриминированы создание экстремистского формирования и руководство таким формированием (ч.1 ст.361-1), призывы к захвату государственной власти (ч.3 ст.361), разжигание социальной вражды и розни, совершенное группой лиц (ч.3 ст.130). Максимальное наказание, которое возможно, исходя из санкций данных статей - до 12 лет лишения свободы.
Миноблсуд продолжает рассмотрение дела о заговоре с целью свержения власти