Зеленый цвет надежды
За ответами отправляюсь в КУП «Спецкоммунавтотранс». Предприятие это занимается вывозом твердых коммунальных отходов (ТКО) в шести районах Минска — Центральном, Партизанском, Ленинском, Советском, Первомайском и Заводском. В прошлом году работники вывезли 247 тысяч тонн отходов, из них 12 тысяч тонн — вторичные материальные ресурсы в смешанном виде. И ключевое слово здесь «в смешанном». Потому что даже в специально отведенные мусорные баки наши люди, как оказывается, все равно бросают все что угодно. Загляните в контейнер для сбора пэт-бутылок или пластика — увидите много чего интересного. Я, например, обнаружила в таком старую меховую мужскую шапку и перьевую диванную подушку. А в ящике для сбора макулатуры — строительную каску и ворох полиэтиленовых пакетов, которые, кстати, в отличие от книги или журнала даже нельзя переработать. В общем, чего только не сбрасывают в контейнеры.
Да, со стороны выглядит непонятно: приехала машина, «проглотила» содержимое трех баков и уехала. И к чему тогда все мучения по раздельному сбору мусора?
— Мы только «за» раздельный вывоз ТКО, — уточняет заместитель директора по производству и развитию КУП «Спецкоммунавтотранс» Виталий Волчетский. – Необходимо развитие данного направления и появление новых специализированных заводов по сортировке отдельно пэт, отдельно стекла и бумаги, а также более качественный раздельный сбор. Тогда и вывоз каждой отдельной позиции будет рациональным.
Сегодня сбор ВМР одним транспортом, по мнению специалиста, вынужденная мера. Во-первых, в специальный мусоровоз хоть и попадают отходы из разных баков, но все — из баков для вторичных материальных ресурсов. Самого сырья, пригодного для повторного использования, в раздельных контейнерах на сегодня не более 35 процентов. Кроме того, все мусоровозы предприятия, транспортирующие собранный мусор раздельно, окрашены в зеленый цвет и обозначены надписями «Вторичные ресурсы». Таких машин в автопарке три десятка. Во-вторых, все вторичные материальные ресурсы все равно попадают на сортировочные линии мусороперерабатывающего завода в Тростенце. Потому что учи нас, учи, а мы так и не научились грамотно раскладывать стеклянные банки, газеты или пластиковую посуду по разным пакетам. Хотя чему тут учиться. Только в Минске установлено более 12 тысяч контейнеров для раздельного сбора ВМР. «Спецкоммунавтотранс» обслуживает почти 5 тысяч из них. Каждый год для жилфонда Минска закупается тысяча контейнеров для раздельного сбора ВМР. Новые контейнеры объемнее старых – не 0,75 кубометра, как раньше, а 1,1. Так что объем сбора вторичных материальных ресурсов растет.
В специальные контейнеры не всегда попадает то, для чего они предназначены.
На линии сортировкиСпециалисты уверены: даже если люди научатся идеально собирать мусор, например, только пэт-тару, его все равно нужно будет сортировать. Потому что пластиковые бутылки у нас четырех видов: прозрачная, зеленая и коричневая, из-под бытовой химии и другие виды. Отличаются друг от друга отходы полимерного сырья, и даже бумажные делятся на обычную бумагу и упаковку тетрапак. Много подвидов и у стекла — прозрачное, зеленое или обычные оконные стекла. В таких тонкостях человеку разобраться бывает сложно. Признаюсь, только сейчас узнала, что одноразовые пластиковые стаканчики не перерабатываются, а отправляются на полигон. Так же, как и шуршащие магазинные пакеты и некоторые виды пленки.
— На линию сортировки в месяц попадает около 3 тысяч тонн отходов — это и вторичные материальные ресурсы, и твердые коммунальные отходы, — уточняет инженер ОМС УП «Спецкоммунавтотранс» Нина Ширинская.
И все же извлечение вторичных материальных ресурсов пока невелико — всего 15—20 процентов. Хотя и это результат. Потому что до строительства мусороперерабатывающего сортировочного завода все собранные ТКО сразу отправлялись на захоронение. За полгода из почти 15 тысяч тонн раздельно собранных отходов в смешанном виде и твердых коммунальных отходов извлекли 2,5 тонны ВМР, приводит цифры Нина Ширинская. Могло быть и больше, не скрывает специалист. Но очень часто раздельно собранные бумага и стекло не доходят даже до мусоровоза. Некоторые предприимчивые граждане потрошат контейнеры, а их содержимое несут в пункты приема вторсырья. Очень, кстати, удобная для них схема.
Впрочем, даже если в одночасье все люди начнут идеально собирать мусор, а предприятие на каждый вид ВМР выделит отдельную машину, вопросы все равно останутся. Потому что мусора становится все больше. Только минчане каждый год отправляют на свалку в среднем больше 1 миллиона тонн отходов. Производственных мощностей на сортировку и переработку пока не хватает.
ПОЗИЦИЯ
Ольга САЗОНОВА, начальник главного управления регулирования обращения с отходами, биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды:
— По закону за то, что товарищество собственников не устанавливает контейнеры для раздельного сбора мусора рядом с жилыми домами, оно может быть оштрафовано. В соответствии с частью 2 статьи 15.63 КоАП нарушение требований законодательства об обращении с отходами влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до 200 базовых величин, а на юридическое лицо — до 1000 базовых величин.
Елена МИСНИК
misnik@sb.by
Забытое искусство сортировки
Готовы ли жители столицы сортировать мусор по разным контейнерам? В поиске ответа на этот вопрос корреспондент «Р» провела небольшой рейд по городским дворам и выяснила, какие отходы «притаились» в мусорных пакетах минчан.
Мусоровоз зеленого цвета собирает только вторичные материальные ресурсы.
Сор из избыУтро в одном из двориков Заводского района. Жильцы торопливым шагом выходят из подъездов и направляются в сторону метро. Довольно популярный утренний «обряд» —выброс мусора в баки неподалеку от дома. В прозрачных пакетах вижу пластиковые бутылки от молока, упаковки от яиц, скомканные клочки бумаги. В общем, мусор там лежит весьма «разношерстный». Его бы по разным контейнерам, чтобы потом доставить на сортировочный завод, а там отправить на переработку. Но нет — все летит в один бак, причем в тот, который стоит ближе остальных.
Кстати, если бы жильцы и пожелали заняться утилизацией своих отходов по всем правилам и несли сейчас к бакам не один пакет, а три — для бумаги, пластика и с пищевыми отходами, — все равно ничего путного не вышло бы. Во дворе пока не установлены специальные контейнеры для раздельного сбора мусора.
Из подъезда выходит женщина с сынишкой. Татьяне 46 лет, она честно признается: для чего нужны отдельные контейнеры — не знает, хотя необходимость их появления не отрицает.
— Я специально отходы не сортирую. Общий пакет в свободную урну — и все. Но если появятся новые контейнеры, скорее всего, буду сортировать, — предполагает она.
А в Партизанском районе в огороженном забором «однодомном» дворе пенсионерки Валентины Федоровны вовсе нет контейнеров для мусора. Приходится пользоваться соседским. Правда, ее далеко не все устраивает.
— Ну разве это культура?! Иду, бывает, а у мусорки пакеты стоят прямо на земле. Соседям не то что сортировать, им бы выбрасывать мусор в предназначенное место сперва научиться, — возмущается пенсионерка.
Валентина Федоровна указывает на невоспитанность граждан. И опасается за нормы воспитания детей: если родители не подают им нужный пример, то их малыши своим будущим чадам правильную науку уже не изложат.
Не спеши его хоронить
В этом же дворе сооружена небольшая детская площадка. На карусели — маленькая девочка. Виталий аккуратно катает дочку на вращающемся круге.
— Я несколько лет жил в Финляндии, — рассказывает мужчина, — там все по-другому делается. Мусор там сортируют практически по всем параметрам: даже детские подгузники с остальными отходами выбрасывать нельзя. Но, следует признать, в этой стране государство старается поощрять своих граждан. Вот дочка любила сдавать пластиковые бутылки в специальные автоматы. Она туда пэт-тару, а оттуда ей — монетки. Очень нравилось — за «зарплату» покупала себе игрушки или сладости.
Виталий вернулся в Минск, но привычка сортировать мусор по европейским канонам у него осталась. Говорит, что в квартире стоит несколько емкостей для разных отходов. Правда, во дворе не для всего есть контейнеры: пластик, бумага и общая «бочка».
Перевоспитание наших людей, уверен Виталий, дело непростое и долгое. Лучшее средство — стимулировать рублем. Если человек знает, что за выброшенную в контейнер бутылку можно получить пусть даже пару копеек, то он, скорее всего, не пройдет мимо такой возможности заработать.
Игра в три контейнера
В новых домах на улице Кирилла Туровского все по высшему разряду. В этом я была уверена. Но в отношении раздельного сбора мусора получается, как с наливным яблочком с гнилой сердцевиной. Специальное поликарбонатное сооружение коричневого цвета, куда ставят несколько непромаркированных контейнеров, выглядит хорошо, но проку от него мало. Предназначенные для всех видов мусора «бочонки» сортировку не обеспечивают.
— В городе, где живут мои родители, есть все условия для раздельного сбора отходов. Там мы выбрасываем мусор по контейнерам. Здесь же такой возможности просто нет, — говорит одна из жильцов.
Неужели и в новых районах не налажен раздельный сбор мусора? Звоню в государственное учреждение «Оператор вторичных материальных ресурсов», чтобы узнать, могут ли сознательные жильцы сами организовать процесс сбора отходов.
— Многие дома обслуживает не ЖКХ, а товарищество собственников. Если первая организация обычно создает условия для раздельного сбора мусора, то со второй бывают проблемы. В случае если вы хотите организовать вывоз мусора цивилизованно из специальных контейнеров, нужно обратиться к организации, которая обслуживает ваш дом, с требованием установить необходимые контейнеры для раздельного сбора. У меня в практике был такой случай, когда жильцы одного из домов обратились за помощью, чтобы установить раздельные контейнеры. Мы уже направили письмо председателю товарищества, — объясняет мне заместитель директора предприятия Надежда Татаринцева.
Самостоятельно вешать на контейнеры надписи «Пластик», «Бумага» и тому подобное не нужно. Если у обслуживающей ваш дом организации заключен договор на вывоз только общего мусора, то все старания жильцов пройдут впустую. Отсортировано из отходов будет крайне мало.
— К сожалению, не каждый человек готов сортировать мусор. Многие думают, что за них это должен делать кто-то другой. Еще часть граждан считает: отходы можно выбрасывать в общий контейнер, а на специальных пунктах сортировки разберут. Проблема в том, что из неотсортированного мусора можно извлечь в разы меньше вторсырья, — поясняет специалист.
Судя по «начинке» контейнеров, программа раздельного сбора мусора не всегда работает так, как хотелось бы. В некоторых домах нет возможности, а у некоторых жильцов с обустроенным местом для сортировки отходов по разным емкостям нет желания подумать, в какой именно бак выкинуть пакеты с мусором. Видимо, потребуется время, чтобы осознать необходимость сортировки и ввести это дело в привычку.
Наталья ТЫЧКО
ntsh97@sb.by