Наставники для детей с аутизмом: как тьюторы находят подход и какого прогресса можно добиться за год

Три участника движения: педагог, ребенок и родители

Фанаты своей профессии из Марьиной Горки Татьяна Шклярик и Елена Ажгирей учат детей-аутистов говорить, читать, писать... и быть счастливыми 

За столом среди детей выделяется один малыш в зеленой футболке. Он, как и все, старательно вырисовывает каждый штрих, чтобы получилось красивое дерево. Время от времени вскакивает, ищет трактор, любимую игрушку, и пристально следит, чтобы воспитатель был на расстоянии вытянутой руки. Мальчишку, от которого не отрывала взгляд, зовут Денис. Голубоглазый блондин четырех с половиной лет. В место нашей встречи, Марьиногорский дошкольный центр «Росток», его год назад привела мама. С того времени круг близких для мальчика людей расширился — в него вошла педагог Татьяна Шклярик. 

Татьяна Шклярик.

Дениса она ласково называет Деней. Малыш — аутист. Татьяна Ростиславовна знает, как корректировать поведенческие особенности, присущие этому состоянию.

— В сентябре 2022-го Деня не держал ложку самостоятельно, мало что ел, ходил в памперсе, — вспоминает Татьяна Шклярик. — Сейчас сам уплетает завтраки, обеды и ужины. Подгузник уже не нужен. Ребенок пока не говорит, но за год заметен стремительный прогресс на уровне понимания: все мои просьбы воспринимает. Малыш умеет делать аппликацию, складывать цифры в числовой ряд, различает животных. 

С Татьяной Шклярик встречаемся в преддверии Дня учителя. За плечами у нее сорокалетний стаж работы воспитателем, в свое время была заведующей Марьиногорского дошкольного центра «Росток», но за последние несколько лет приобрела еще один уникальный опыт — стала тьютором. Так называют педагогов, которые работают в инклюзивном образовании, сопровождают детей с расстройством аутистического спектра, создают наиболее комфортные условия для их образования. Первой ее подопечной стала Ева. Совместные занятия довольно быстро дали результат. Девчушка быстро социализировалась и в этом году уже пошла в школу. 
— В нашей стране институт тьюторства создан недавно, — продолжает Татьяна Шклярик. — Прошла обучение: знание теории помогает быть более уверенной на практике. Ведь все ребята разные, к каждому нужно найти подход. Здорово, что у нас это получается. Результаты нашей работы делают счастливыми целые семьи. 

 Пока разговариваем, Денис «работает» врачом — делает укол кукле. Когда обращаем на него внимание, хвалим, прыгает от радости и распахивает руки для объятий.

Родители Дениса, он сам и Татьяна Ростиславовна в прямом смысле идут рука об руку. Мама мальчика Анна с педагогом на связи 24/7, профессиональные рекомендации и советы использует в бытовой жизни, дома придумывает развивающие игры, мастерит их из бумаги, других подручных средств, приносит в сад. 

Татьяна Шклярик обращает внимание: до трех лет очень трудно определить, есть ли у ребенка аутизм. Тем не менее она называет нюансы, которые должны насторожить. Тревожный звоночек, если двухлетнее дитя вдруг проявило недюжинные способности к чтению или не всегда реагирует на свое имя. Родителям в такой ситуации важно не закрывать глаза на происходящее, а прийти с ребенком к специалистам. 

— Они помогут ему социализироваться, научат общаться и подготовят к школе, — заключает Татьяна Шклярик.

В этом видит свою миссию и  тьютор из детского сада № 2 Марьиной Горки Елена Ажгирей. В день нашего визита все внимание педагога приковано к пятилетнему Кириллу. 

Елена Ажгирей.

— Когда мама привела его в сад, он не умел концентрировать внимание на той или иной задаче, не смотрел в глаза. Через год занятий сумели наладить зрительный контакт — мальчик стал мне доверять. Кирилл может говорить обрывками фраз, хорошо ладит с детьми, а те в свою очередь не замечают особенностей и дружат с ним. Это прогресс. Есть надежда, что у ребенка будет полноценная насыщенная жизнь, — отмечает Елена Ажгирей.

По взгляду Елены Александровны понятно: она всей душой прикипела к малышу и его успехи воспринимает как свои. 

— Без доброты и любви к детям калитку сада и школы лучше не открывать, — уверена воспитатель. — Каким должен быть современный учитель? В хорошем смысле слова фанатом своей работы, применять передовые технологии в учебном процессе. Когда мы только начинали свой путь в профессии, то не располагали арсеналом возможностей, которые есть теперь. Самостоятельно придумывали интерактивы, чтобы заинтересовать ученика. Педагогика — это не одностороннее движение. Здесь три участника: учитель, ребенок и родитель. Все друг у друга учатся. Дома нужно больше разговаривать с детьми, интересоваться их школьной жизнью. Что нового они для себя узнали? Что удивило, порадовало, расстроило? Для педагогов работа с детьми еще и возможность всегда оставаться молодыми душой, быть открытыми миру, замечать прекрасное. За это и люблю свою профессию. 

beleckaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter