Согласно исследованиям, каждый год в мире становится все больше беспокойных детей. Чаще всего главной причиной стресса называют школу и все, что с ней связано. Узнали у педагога-психолога Ждановичской средней школы Минского района Ольги Акулич, с какими проблемами к ней обращаются учащиеся, как родителям определить депрессивное состояние ребенка и что делать в такой ситуации.
– Особенно ей подвержены ученики первого, пятого и одиннадцатого классов. Малыши нервничают, потому что оказываются в непривычной среде, где много незнакомых детей и новых обязанностей. В пятом классе стрессовым фактором становится изменение подхода к обучению: каждую дисциплину теперь ведут разные педагоги, к требованиям которых нужно привыкнуть. На адаптацию к новым условиям у подростков обычно уходит около месяца. А выпускники находятся в напряжении из-за предстоящих экзаменов и поступления.
По статистике, самыми «переживающими» являются холерики и меланхолики в силу особенностей нервной системы. Однако уровень тревожности подростка зависит не только от темперамента, дополняет Ольга Викентьевна:
Ольга Акулич, педагог-психолог Ждановичской средней школы Минского района
Если психоэмоциональное состояние ребенка резко изменилось, он стал замыкаться в себе или, наоборот, слишком агрессивен, – это первые признаки того, что он нуждается в помощи, констатирует специалист:
– Обычно дети, которые длительное время находятся в напряжении, становятся агрессивными, остро реагируют на любые слова и просьбы взрослых. Они все видят в мрачном свете, уходят в депрессивное состояние, избегают разговоров, становятся плаксивыми и ранимыми. Естественно, что и физическое самочувствие таких детей ухудшается, они чаще болеют. Родителям нужно вовремя заметить изменения в поведении ребенка и обратиться к психологу.
– Раньше психологов путали с психиатрами. Думали, что если у ребенка проблемы, с которыми он не может справиться сам, то он какой-то «не такой». Сейчас эти стереотипы сошли на нет. Иногда родители сами приводят дочерей и сыновей ко мне с просьбой помочь.
В кабинете школьного психолога ученику предложат горячий чай и сладости, чтобы он смог расслабиться и довериться:
– Первый шаг на пути выхода из тревожного или депрессивного состояния – выговориться. Некоторым детям проще сделать это наедине с родителями, другим нужен сторонний слушатель. Для этого и существуют школьные психологи. Во время сеансов ученики часто выпускают эмоции через слезы. И это нормально, значит, мы подобрались к сути проблемы.
Педагог-психолог не сможет справиться со сложностями за ученика, но в его компетенции показать школьнику правильный путь решения конфликта, акцентирует внимание Ольга Викентьевна:
– Если перестараться, ребенок будет постоянно обращаться к психологу за советом, а не думать сам. Во время встреч я стараюсь визуализировать проблемы, ведь большинство учащихся обладает наглядно-образным типом мышления. Поэтому предлагаю нарисовать на бумаге, слепить из пластилина, собрать из деталей конструктора то, что их тревожит или раздражает. Затем вместе с учеником анализируем результат, ищем способы решения проблемы.
Чтобы стать более стрессоустойчивым, специалист советует составить четкий распорядок дня:
– Правильное планирование помогает рационально распределить время на учебу и отдых. Своевременное переключение на разные виды деятельности – лучший способ справиться со стрессом и волнением. Негативные эмоции нельзя подавлять или накапливать, их нужно адекватно выражать, а лучше выплескивать через хобби или спорт. Проводите свободное время не в гаджетах, а на прогулках или с друзьями. Учитесь находить маленькие радости в повседневных делах и событиях.
ЕСТЬ ВОПРОС
Как вы справляетесь со стрессом?
Ульяна Овсянникова, учащаяся 8-го класса средней школы № 110 Минска:
– Чаще всего нервничаю из-за отношений с одноклассниками: не со всеми удается найти общий язык. Долгое время не знала, как справиться со своими переживаниями, но потом нашла способ – творчество. Записалась на танцы, теперь все негативные эмоции выплескиваю там. Это помогает переключиться и расслабиться. Когда тревога застает меня вне танцпола, надеваю наушники и включаю любимые треки. Пробовала пользоваться всевозможными игрушками-антистрессами, но они мне не понравились. Прикольно их тискать, однако это не помогало справиться с нарастающим беспокойством.
Константин Авдеев, учащийся 10-го класса средней школы № 9 Орши:
– Стараюсь не принимать близко к сердцу отметки в школе и маленькие ссоры с друзьями. Более серьезные переживания у меня вызывают неосуществленные мечты или неудачи на пути к цели. В такие моменты пытаюсь во всем искать позитивные стороны, думать о хорошем. Способ действенный, но не всегда работает. Если и он не помогает, выпускаю энергию и эмоции через хобби или спорт. Физическая активность хорошо освобождает голову от переживаний.
Софья Соприх, учащаяся 11-го класса гимназии № 1 «Логос» Вилейки:
– В следующем году я оканчиваю школу, поэтому испытываю стресс, связанный с поступлением и экзаменами. Из-за постоянного напряжения бывает бессонница: уснуть удается всего на пару часов, а утром уже нужно идти со свежей головой на уроки и впитывать знания. Чтобы справляться с этим состоянием, завариваю чай с мятой. А еще рассказываю о своих чувствах родителям и друзьям. Они всегда находят нужные слова, чтобы поддержать меня и не дать опустить руки.
gardevich@sb.by