Одной из главных причин пересмотра Военной доктрины, по словам министра обороны Виктора Хренина, стало принятие новой редакции Конституции в 2022 году. Определен и высший представительный орган народовластия, уполномоченный формировать военную политику страны, — Всебелорусское народное собрание.
— Переработку документа также обусловило развитие национальной теории военного искусства. Мы закрыли белые пятна в вопросах применения военной силы в мирное время, уточнили систему операций Вооруженных Сил. Приняли ряд знаковых решений в вопросах военного строительства, оснащения структурных компонентов военной организации государства и развития оборонного сектора экономики. Особенно с учетом жесточайшего санкционного давления со стороны наших оппонентов, — рассказал Виктор Хренин.
В обновленной Военной доктрине четко названы источники угроз для Беларуси, а также дана оценка вероятности развязывания военных конфликтов различного вида.
— Усилена связь доктрины с обновленной Концепцией нацбезопасности. В развитие положений концепции реализован новый подход, предусматривающий градацию военных опасностей по уровням риска, вызова и угрозы. Такая градация опасностей по этапам нарастания формирует в нашем законодательстве правовую основу для реагирования, не дожидаясь момента, когда нападение на Беларусь уже неизбежно и действовать поздно, — обратил внимание министр обороны.
Важное новшество — включение в перечень опасностей возможности применения оппонентами военной силы против Беларуси в мирное время. Также в новой редакции Военной доктрины детализированы вопросы исполнения союзнических обязательств Беларуси и участия в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.
— Мы подтверждаем свои ранее принятые обязательства в отношении Союзного государства, стран Организации Договора о коллективной безопасности. Тем самым формируем правовую основу наших действий в случае событий, аналогичных попытке государственного переворота в Казахстане. Кроме того, мы заявляем о готовности исполнить взятые на себя международные обязательства по содействию усилиям мирового сообщества и органов коллективной безопасности в поддержании или восстановлении международного мира и безопасности под эгидой международных организаций, — заявил Виктор Хренин.
Несмотря на глубокую переработку содержательной части, документ сохранил в себе миролюбивые устремления белорусского народа, наше стремление содействовать укреплению международного мира и безопасности.
— Мы осуждаем любой военный конфликт как средство реализации политики и придерживаемся принципов мирного урегулирования споров, равенства государств, невмешательства во внутренние дела, а также других общепризнанных принципов и норм международного права, — подчеркнул Виктор Хренин.
На оси противостояния
Иван Тертель, председатель КГБ:— По нашим оценкам, дальнейшее обострение крайне напряженной ситуации в мире, в том числе непосредственно в европейском регионе, чревато непредсказуемыми последствиями вплоть до вспышки конфликта мирового масштаба. В данных условиях Беларусь с ее стратегическим геополитическим положением на оси противостояния Восток — Запад с миролюбивой добрососедской и действительно независимой политикой является объектом деструктивных устремлений коллективного Запада.
Материалы, получаемые внешней разведкой, однозначно свидетельствуют: основной целью по отношению к Республике Беларусь является установление полного контроля над ее территорией, экономическим потенциалом и ресурсами, принадлежащими белорусскому народу. Используемый инструментарий — от продвижения так называемой мягкой силы (внедрения в сознание белорусов чуждых прозападных ценностей, размывающих моральные устои нашего общества) до инспирирования силового захвата власти незаконными вооруженными формированиями, проходящими подготовку на Западе и в Украине.
Комитет государственной безопасности во взаимодействии с коллегами из других силовых структур в последнее время провел ряд острых чекистских мероприятий, позволивших предотвратить нанесение ударов боевыми дронами с территории Литвы по объектам в Минске и его пригородах. Работу по этому направлению продолжаем, детальную информацию озвучить общественности пока не представляется возможным.
Противодействие постоянным попыткам переброски на территорию Беларуси средств для совершения террора и диверсий, заброске диверсионных групп, агентуры украинских спецслужб с целью совершения терактов в Беларуси и России стало повседневностью для сотрудников органов пограничной службы, внутренних дел и государственной безопасности. Только в 2023-м и прошедшем периоде текущего года предотвращено более 40 каналов переброски оружия, взрывчатки и иных средств поражения в Беларусь.
Нужно быть сильными
Мы становимся свидетелями формирования новых центров силы и утраты Западом политического влияния, что ведет к росту числа и интенсивности вооруженных конфликтов, возрастанию значимости военной мощи, отмечает депутат Палаты представителей Национального собрания Николай Бузин:
— Ставка делается на беспилотные средства, искусственный интеллект, ментальное и кибероружие, тактическое ядерное оружие. Не вызывает сомнений, что в перспективе уровень военной опасности не уменьшится. Беларусь будет вынуждена отстаивать суверенитет и территориальную целостность. Именно для этого и перерабатывается Военная доктрина. В ней подчеркивается, что Беларусь готова строить отношения со всеми странами на основе взаимного доверия и мирного сосуществования. Акценты сделаны на обеспечении военной безопасности и обороны. Со страниц Военной доктрины страна заявляет, что не приемлет расширения НАТО и милитаризации государств. Беларусь подчеркивает, что не приемлет силового диктата, но всегда открыта к равноправному диалогу. Не имеет ни к кому претензий, но готова защищать собственный суверенитет и выбранный народом путь развития.
Новая страница истории
Перед тем как объявить VII Всебелорусское народное собрание закрытым, Александр Лукашенко подвел итог работе
Главное:♦ В летопись государственного строительства вписана новая страница. Мы, народ Беларуси, исходя из ответственности за настоящее и будущее страны, желая обеспечить мир и согласие, благополучие наших граждан, незыблемость народовластия, независимость и процветание нашей Беларуси, приняли документы стратегического планирования: Концепцию национальной безопасности и Военную доктрину нашего государства. В этих документах наши устремления и надежды… Уверен, принятые решения послужат прочной основой для сохранения белорусского народа как уникальной исторической общности и приумножения национального достояния, созданного целыми поколениями.
♦ Впереди самое главное — кропотливая работа. И здесь я хочу уберечь вас от равнодушия и безразличия. Быть делегатом ВНС — это в первую очередь нести ответственность за судьбу страны. Выступать барометром общественных настроений. Быть принципиальным в защите национальных интересов.
♦ Наше вече, Всебелорусское народное собрание, не подменяет государственные органы и не вмешивается в их деятельность. Всебелорусское народное собрание — конечно же, политический институт. Это та площадка, на которой присутствуют все: от обычного, простого сельчанина, рабочего у станка до Главы государства — где мы должны обсуждать главные стратегические вопросы строительства и ориентировать наше общество, по какому пути идти, развиваться. Нельзя допустить, чтобы ВНС превратилось в бюрократический аппарат. В компетенции ВНС исключительно глобальные вопросы, стратегия: как будем жить дальше, как будем развиваться, на каких ценностях будем воспитывать детей и строить наши общественные отношения.