При поджоге травы гибнет вся полезная микрофлора почвы, в том числе и та, которая помогает культурам противостоять болезням. На восстановление же уйдет немало времени, такого ценного для нас весной, когда растения набирают силу.
Погибают многие насекомые, их личинки, куколки. В огне горят божьи коровки, жужелицы, дождевые черви и другие, истребляющие различных вредителей сада и огорода и участвующие в процессе образования почвы. Взять хотя бы дождевых червей. Благодаря их стараниям сухая прошлогодняя трава перерабатывается в ценнейшее удобрение, которое уходит в почву прямо к корням растений и делает ее рыхлой и живой.
По оценкам ученых, в 10 см верхнего слоя почвы содержится около 90 % почвенного разнообразия, зачастую невидимого (но такого нужного!) нам.
В природе (зайдите в лес) все предусмотрено так, чтобы трава и кустарники росли после зимы сами, без палов. Перегнившая за зиму трава никак не мешает росту молодой поросли. К тому же в ней любят гнездиться птицы. Кряква, чирок-трескунок, чибис, травник, бекас, камышовая и обыкновенная овсянки, полевой, лесной и хохлатый жаворонки, луговой конек уже в апреле приступают к обустройству гнездовий. Выжигание же сухого травостоя вызывает как гибель кладок, так и самих птиц.
В огне запросто могут погибнуть или пострадать даже звери: особенно новорожденные зайчата, ежата, жабы, лягушки. Кто-то сгорает, а кто-то задыхается в дыму.
Выжигая (как нам кажется, ненужную) траву и растительность, мы сами меняем травосмен, заметно обедняя его. После палов выживает и первой пускается в рост, заглушая ослабленную и почти загубленную полезную флору, самая грубая, неприхотливая трава и бурьян. Везде, где прошли палы, не будет уже прежнего разнотравья, так как более выносливые сорняки быстро захватят выжженную территорию.
«Знатоки» утверждают, что палы повышают плодородие почвы. Увы, все как раз наоборот. Во время пожара улетучивается азот, значит, земли теряют азотистые удобрения, а содержащиеся в золе фосфор, калий и другие необходимые для роста растений микроэлементы быстро вымываются дождем. Было бы куда лучше, если бы отмершие растения, постепенно сгнивая, отдавали почве накопленные питательные вещества.
Одним словом, пал обедняет почву. К тому же на выжженных площадях быстрее теряется накопленный за зиму и запас влаги. Весной же ее каждый грамм просто бесценен.
Помимо огромного ущерба биологическому разнообразию, пожары увеличивают выбросы в атмосферу и углекислого газа. Ведь сгорает не только сухая трава, но и накопленная в почве мертвая органика, соответственно увеличиваются выбросы углекислого газа, а значит, усугубляется так называемый парниковый эффект, приводящий к неблагоприятным изменениям и более резким колебаниям климата.
При весеннем пале могут пострадать и деревья, преимущественно их корневая шейка. Особенно уязвимы молодые саженцы. Даже потоки горячего воздуха (в ветреную погоду) способны опалить не только их нежную кору, но и молодые побеги.
Очень быстро обгорают от высокой температуры и набухающие весной почки. И даже если дерево выживет, о каком урожае может вообще идти речь?
Травяные палы — одни из главных источников пожаров в лесах и на торфяниках. Даже слабый и беглый огонь губит молодые посадки, создаваемые для защиты полей от иссушения, берегов от эрозии, дорог от снежных и пыльных заносов.
На месте поджога нормальная жизнь растений и насекомых восстанавливается (в лучшем случае) лишь через 5–6 лет, а то и никогда.
Ну и, конечно же, не стоит забывать о том, что палы травы ведут к возгораниям жилых домов, хозяйственных построек и даже становятся причиной гибели людей.
ВНИМАНИЕ
В Беларуси выжигание сухой растительности запрещено законом. Согласно Кодексу об административных правонарушениях за выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях или непринятие мер по ликвидации палов виновные лица привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере от 10 до 40 базовых величин.
За разжигание костров в запрещенных местах предусмотрено предупреждение или наложение штрафа до 12 базовых величин. В случае причинения ущерба в особо крупном размере наступает уголовная ответственность.
(8–017) 311-03-46
sad@sb.by