Значение транспортных путей для мировой экономики наглядно продемонстрировала пробка, которая образовалась два года назад в Суэцком канале из-за севшего на мель контейнеровоза. Вынужденный простой или движение кружным путем приносили миллиардные убытки, некоторые страны ощущали нехватку тех или иных товаров, зачастую стратегически важных. На такой же эффект, видимо, рассчитывали страны коллективного Запада, когда одну за другой разрывали логистические цепочки Беларуси, лишая ее доступа к своим портам, закрывая небо и устраивая заторы из грузового транспорта на границе. И тем самым подтолкнули страны Евразийского континента к решению, которое может оставить недружественные государства в стороне от важнейшего торгового пути.
Иллюстративное фото
Транспортный коридор «Север – Юг» имеет все шансы стать ключевым логистическим элементом, связывающим Беларусь и Россию, а также ЕАЭС в целом со странами Южной Азии, Ближнего Востока и Восточной Африки. Этот путь протяженностью 7,2 тысячи км проходит от индийского порта Нава-Шева на юге Мумбаи через Иран, Казахстан до Санкт-Петербурга и включает три ветки, а также несколько видов транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской и смешанный «река-море».
Проект соглашения о международном транспортном коридоре «Север – Юг» был инициирован еще в 2000 году Россией, Индией и Ираном для создания более короткого пути по сравнению с морским транспортным маршрутом через Суэцкий канал. Так, сроки доставки грузов из Мумбаи в Санкт-Петербург морским путем через Суэцкий канал составляют от 30 до 45 дней (и это если никто вновь на усядется на мель), а по маршруту «Север – Юг» займут всего от 15 до 24 дней.
Беларусь и Россия весьма заинтересованы в развитии этого транспортного коридора, поскольку он открывает новые возможности для транзита и торговли в условиях санкционного давления и логистических ограничений со стороны стран Запада. Его высокий транзитный потенциал будет способствовать снижению стоимости перевозки и росту товарооборота между Беларусью и Россией, а также между Союзным государством и странами–партнерами.
-- Спрос на продукцию белорусских предприятий в регионе Персидского залива достаточно высок. Минск для Тегерана, Багдада и Абу-Даби является надежным торговым и политическим партнером. До недавних пор поставки товаров осуществлялись морскими маршрутами, но в силу известных причин в настоящее время для белорусских экспортеров использовать морской транспорт проблематично. Поэтому автомобильный коридор по территории России, Азербайджана увеличен за счет иранского направления, -- отметили в министерстве транспорта и коммуникаций. -- Безразрешительный для белорусских перевозчиков Иран не только создает условия для поставки отечественной продукции на свой емкий рынок, но и позволяет нашим экспортёрам рассматривать логистические мультимодальные, то есть с использованием морских портов Ирана, схемы поставок продукции в Индию, Китай и Бангладеш, в страны африканского континента. Коридор «Север – Юг» может «приблизить» к Беларуси и другие государства Персидского Залива.
Общий объем инвестиций для создания инфраструктуры транспортного коридора «Север – Юг» составляет 38,2 миллиарда долларов, причем на Россию приходится 13,21 миллиарда долларов. Однако, кроме финансовых вложений, для эффективного функционирования этого логистического маршрута необходимо устранение ряда барьеров. Например, требуются правовая гармонизация таможенного оформления, обмен информацией и упрощение процедур по пересечению границ, разработка согласованной тарифной политики, установление механизмов платежей и расчетов между участниками, страхование грузов и транспортных средств, оцифровка транспортных документов и процедур, создание координационного механизма для управления самим транспортным коридором. Таким образом, развитие транспортного коридора «Север – Юг» является серьезным стимулом и для интеграционных процессов в рамках Союзного государства и ЕАЭС.
Эксперты называют транспортный коридор «Север – Юг» ключевым элементом транспортного каркаса Евразии, который поспособствует смещению центров экономической активности в Китай, страны Персидского залива и Юго-Восточной Азии.