На решении каких проблем необходимо сосредоточиться ЕАЭС

Траектория не только количества, но и качества

Евразийский экономический союз дает реальные результаты, помогая справляться с внешними вызовами, но ожидавшийся при создании интеграционный прорыв пока не произошел. Так оценил его работу Премьер-министр Роман Головченко на недавнем заседании Евразийского межправительственного совета. Какое значение имеет ЕАЭС для Беларуси, других стран и на чем следует сосредоточиться в ближайшее время, чтобы решить существующие проблемы?


Беларусь занимает уникальное место среди государств — членов ЕАЭС. Доля ее торговли со странами союза в общем товарообороте, в отличие от других, выше, чем с третьими странами. Этим объясняется белорусский прагматичный подход к развитию ЕАЭС, которому более десяти лет неизменно следует наша страна.

К концу первого десятилетия своего существования ЕАЭС подошел со значимыми качественными и количественными показателями. Сегодня союз — это общий рынок, объединяющий пять стран с населением более 184 миллионов человек. За время своего существования совокупный ВВП стран союза вырос с 1,6 до 2,5 триллиона долларов в эквиваленте. В два раза — объем взаимной торговли, а товарооборот с третьими странами увеличился на 60 процентов — с 579 до 923 миллиардов долларов. 

В конце 2023-го Высший Евразийский экономический совет ЕАЭС сформулировал задачи на 2024 и 2025 годы. Главы государств договорились создать правовые условия для роста инвестиций, общего рынка капиталов, продолжить межгосударственную унификацию таможенных процедур, совершенствовать научно-технологический потенциал, укреплять производственную базу и развивать сотрудничество в реальном секторе. Ставилась даже такая амбициозная задача, как создание наднационального органа по регулированию общего финансового рынка ЕАЭС. Согласно концепции он должен быть сформирован в следующем 2025 году. Однако текущие события внесли коррективы в эти планы. В чем сущность проблем и как их можно преодолеть? 

Траектория евразийской интеграции должна идти по пути как количественного расширения числа участников данного объединительного процесса, так и повышения его качественных показателей. При этом акцент необходимо сделать на страны, которые не только представляют потенциальный интерес для союза, но и на деле подтвердили свою приверженность в соблюдении базовых принципов национального суверенитета и действующих правовых норм международной торговли. Особый акцент — на сопряжение ЕАЭС с такими глобальными объединениями, как АСЕАН, ШОС, БРИКС. Судьбоносные решения по присоединению Республики Беларусь к двум последним не только повышают субъектность нашей страны на международной арене, но и придают ей значимость в реализации данной задачи.

С укреплением экономической интеграции, не только направленной на формирование общего рынка, но и на внешнем периметре, возникнет потребность в скоординированной денежно-кредитной политике союза. Предпосылки для всего этого формируются благодаря санкционной политике ЕС с США против двух членов союза и, как следствие, нарастающей тенденции перехода как внутри союза, так и в рамках ШОС и БРИКС на взаиморасчеты в национальных валютах, использование соответствующих кредитных и платежных инструментов, не зависящих от американского влияния.

Особое внимание должно быть направлено на процессы региональной промышленной кооперации. В рамках ЕАЭС для ее поддержки создан механизм пилотного финансирования совместных промышленных инициатив. Карта индустриализации ЕАЭС включает свыше 150 проектов в 25 отраслях на сумму, превышающую 270 миллионов долларов. Однако размеры такой кооперации недостаточны для того, чтобы быть самодостаточными. 

Протекционизм и конкуренция между странами-участницами снижают эффективность работы по синхронизации экономических механизмов. В предстоящем 2025-м одной из ключевых задач и точек роста становится повышение промышленного потенциала экономик стран ЕАЭС. В союзе реализуются проекты в авиа-, автомобиле- и машиностроении, микроэлектронике, металлургии, химической и легкой промышленности. Их общая стоимость превышает 270 миллиардов российских рублей. Но это лишь начало. Для решения многих проблем необходимы совместные научные и конструкторские работы.

Создание условий для эффективного функционирования общего логистического комплекса и транспортной системы союза — важнейший фактор не только в части продвижения евразийской продукции на внутренний и внешние рынки, но и вопроса безопасности союза. В этой связи возрастает роль МТК «Север — Юг», который обеспечит прямой доступ продукции стран союза к портам на побережье Персидского залива и Индийского океана. 

В 2025-м завершается реализация действующей стратегии экономической интеграции ЕАЭС. Часть поставленных в этом документе задач пока до конца не выполнена. Учитывая, что в 2025 году именно к Беларуси переходит статус страны — председателя ЕАЭС, можно рассчитывать, что благодаря нашему ответственному подходу к решению проблем их в союзе станет меньше.

Георгий ГРИЦ, кандидат экономических наук, экономический аналитик

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter