Под Дрогичином раскопали вход в подземелье древнего монастыря базилиан

Тороканские подземелья это что-то

Это только на первый взгляд приезжего деревня Именин Дрогичинского района — обычный агрогородок в 700 дворов: аккуратные домики, цветники, почта, Дом культуры, сельмаг, храм... Интрига в том, что Именин много веков звался Тороканью и тороканцами местные жители считают себя до сих пор. А недавно краеведы раскопали один из входов в 200–метровое монастырское подземелье некогда известного Тороканского монастыря.

Местная легенда связывает Торокань с королевой польской и великой княгиней литовской Боной Сфорцой, которая владела Кобрином и Мотолем в XVI веке. По преданию, в одной из поездок (Именин располагается аккурат между этими населенными пунктами) итальянка заблудилась в нашей глуши.


— Запаниковала, — предполагает директор военно–исторического музея Дрогичина Сергей Граник. — Пришлось переночевать в лесу в карете. И приснился Боне сон. Неизвестная женщина, видимо, Дева Мария, советовала ей успокоиться, мол, спасется. Так и вышло. Через двое суток ее нашли и вывели из болотистой местности. Позже Бона поставила в том лесу, у дуба, кирпичную колонну. Она стояла до 60–х годов прошлого века. При строительстве дороги колонну сбросили. А люди, уверенные в чудодейственной силе столпа, соскребали кирпич в порошок и давали больным. Говорят, лечил...


В XVI веке возле колонны построили православный Тороканский монастырь (в 1613 году он стал униатским, в 1710–м передан ордену базилиан). Потом и деревня возникла... А в XVIII веке наступило время расцвета монастыря, работала при нем и иконописная школа. Сергей Граник пересказывает когда–то услышанное от старожилов:


— Монастырские мастера не только писали иконы на дереве, холсте, по металлу, но еще изготавливали перстни из кости лося. В Купальскую ночь омывали их в Ясельде. Считалось, что украшения обладают необычайной силой.


Язычество, православие, униатство, католичество — все переплелось в жизни Тороканского монастыря. Удивительный факт: летом 1938–го в Торокани побывал будущий Папа Пий XII. Угощали его бисквитным тортом с белыми семечками. Но монастырь угасал. Перед Великой Отечественной в монашеских кельях размещалась польская сельхозшкола. А во время войны в монастыре что–то искали немцы — вскрывали стены в разных зданиях. Остальное потом советские активисты разграбили. Книги выбросили. Богоявленскую церковь взорвали...


Сергей Граник у остатков колонны королевы Боны.Одна из старожилов, 86–летняя Нина Степановна Павлючик, вспоминает, вытирая слезы:


— Помню: «задушки» — поминальный день. Служба была в кладбищенской каплице. Вышли мы и видим: вдруг поднялась церковь высоко–высоко. А потом рухнула. Вокруг — пыль...


Было это в 1959 году, на Святых сорока мучеников Севастийских.


Все видимое, что осталось от монастыря, — кельи, которые накрыты шифером. Сельхозкооператив «Именинский» хранит тут зерно. Недавно Сергей Граник и краевед Сергей Литвинко с разрешения председателя сельсовета вырубили кустарник, раскопали один из входов в монастырские подземелья. Ширина — 5 метров, глубина — 2,7... Но здесь нужны настоящие археологи, не любители, уверены они. Подземелья длиной 200 метров завалены кирпичом взорванной Богоявленской церкви.


Монашеские кельи сейчас используются под склады.Тороканцам все же удалось кое–что спасти из нее. Саркофаг и шесть униатских икон, написанных в Торокани, сейчас находятся в новом, построенном в 2004–м, Богоявленском храме. Нынешний председатель СПК «Именинский» Владимир Сухаревич — созидатель. За счет хозяйства установил арку и камень на месте, где когда–то была церковь. Построил новый храм. За что награжден орденом преподобного Сергия Радонежского и грамотами Патриарха. У тороканцев есть надежда, что когда–нибудь ему будет по силам и финансово организовать хотя бы раскопки подземелий. А пока остатки некогда величественного Тороканского монастыря не включены даже в районный список историко–культурных ценностей...


Последний из униатов


В Именине нет ни Монастырской улицы, ни улицы Доната Новицкого — последнего священника Богоявленской церкви. Но сохранился дом, где он жил с семьей. В людской памяти — благодарность. На сайте музея Сергей Граник разместил немало интересной информации о настоятеле, ведь он человек необычной судьбы. По первому образованию — офицер. Прошел Соловецкий лагерь. В 1932–м был освобожден после обмена заключенными между СССР и Польшей. С того же года служил в греко–католическом приходе в Торокани. В 1939–м переехал в Зеленку под Варшавой. В памяти жителей Торокани священник остался как учитель и меценат. Многим молодым людям из деревень, окружавших Тороканский монастырь, он дал дорогу в жизнь. За свои средства отправлял крестьянских детей учиться в польские города. Евгения Марушко помнит, как отец Донат приезжал к ее отцу Алексею Соколовскому на велосипеде в рясе: «Заднее колесо было обвязано, чтобы ряса не запуталась. Брат распутывал колесо, и мы катались. Отец Донат не ругался. Мой отец окончил Калужскую духовную семинарию, был директором школы. Они слушали радио. Фашисты пришли к власти, и они рассуждали, к чему это может привести мир».


valentinak3@mail.ru


Фото автора.


Советская Белоруссия №158 (24539). Четверг, 21 Августа 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter