Отечественные экспортеры агропродовольственных товаров конкурентоспособны на мировом рынке продовольствия. Приведу несколько аргументов. Во-первых, они обладают сравнительными конкурентными преимуществами. Имею в виду мясо и пищевые мясные субпродукты, молочную продукцию и яйца, овощи, жиры и масла, готовые продукты из мяса, рыбы и другие. Во-вторых, реализация товаров на внешние рынки осуществляется рентабельно, что позволяет экспортерам получать прибыль. В-третьих, это гарантирует высокий уровень внешнеторгового сальдо.
Наибольшего положительного сальдо в разрезе товарной номенклатуры в прошлом году, например, достигли по молочке, мясу и мясопродуктам, маслу растительному, рыбным консервам, овощам и картофелю, сахару белому. Могу констатировать, что реализация экспортного потенциала агропродовольственной сферы осуществляется эффективно, устойчиво, сбалансированно.
Внешнеторговая политика любого государства предполагает развитие многовекторных торговых отношений, обеспечение устойчивого роста экспортного потенциала национальной экономики и положительного сальдо торгового баланса. Агропродовольственная сфера нашей страны обладает значительными производственными и экспортными возможностями, которые целенаправленно и реализует. В совокупности производство сельхозпродукции и продуктов питания обеспечивает почти 14 процентов валового внутреннего продукта страны и около 20 процентов национального товарного экспорта.
Вспомним прошлый год. Каким бы сложным в силу погодных условий он ни был, но Беларусь сумела экспортировать сельхозпродукции и продовольствия на 6776,7 миллиона долларов, что на 17,4 процента выше уровня предыдущего года и на 52,2 процента больше показателя
2015-го. Подчеркну, что внешнеторговое сальдо по группе агропродовольственных товаров имеет тенденцию ежегодного роста, а в 2021-м достигло 2197,1 миллиона долларов.
Агропродовольственный сектор экономики достаточно экспортно ориентированный, а по отдельным товарам страна в числе лидеров мирового экспорта. Например, в структуре мировой торговли удельный вес Беларуси по сливочному маслу — 4,6 процента, рапсовому маслу — 3,5, сухому обезжиренному молоку — 3,4, сырам и творогу — 3,2, моркови и свекле — 2,3, колбасным изделиям — 2, картофелю — 2 процента.
Что же больше всего мы умеем продавать? Экспортную специализацию страны на мировом агропродовольственном рынке формирует мясо-молочная продукция. В последние годы в совокупной стоимости экспорта национальных сельскохозяйственных и продовольственных товаров удельный вес молочной продукции составляет около 40 процентов, мяса и мясопродуктов — 17—19.
В экспорте товаров молочной группы около 45 процентов приходится на сыры и творог, 20 — занимают молоко и сливки, в том числе сухое цельное и обезжиренное молоко, около 17—18 — сливочное масло. Производим широкий ассортимент молочной продукции, уровень самообеспеченности ею превышает 260 процентов. Поэтому в полной мере насыщается внутренний рынок, а также республика наращивает экспортный потенциал и входит в пятерку мировых экспортеров молочной продукции.
Стоит сказать и о мясоперерабатывающих предприятиях. Их в стране более 20. Кроме традиционных видов продукции, наращивают производство и экспорт переработанных высокодоходных мясных товаров. Среди мясопродуктов около половины экспортных поставок формирует говядина (как охлажденная, так и замороженная), примерно 30 процентов — мясо птицы, 10—11 — колбасные изделия, 6 — готовые или консервированные продукты из мяса.
Таким образом, в разрезе видов экономической деятельности в экспортных поставках агропродовольственных товаров преобладает продукция пищевой промышленности. Отмечу, что развитие отечественного экспортного потенциала агропродовольственной сферы происходит с учетом увеличения удельного веса продукции более глубокой степени переработки, что позволяет экспортерам наращивать выручку, так как данные товары обладают высокой маржинальностью и востребованностью на мировом рынке.
Например, доля продукции с высокой степенью переработки в экспорте планомерно увеличивается и в настоящее время превышает 40 процентов. Согласно международной практике к такой продукции относятся готовые товары с глубокой переработкой исходных материалов: консервы, кондитерские и мучные изделия, масло животное, сыры и творог, шоколад, макароны, напитки.
Обратим внимание на еще один важный момент — географию экспортных поставок.
Диверсификация экспорта — один из приоритетов нашей внешней торговли, так как увеличение рынков сбыта позволяет нивелировать внешнеторговые риски. В прошлом году основными рынками сбыта сельхозтоваров и продовольствия стали страны ЕАЭС, СНГ, Китай, отдельные государства ЕС, например Литва, Польша, Германия, Латвия, а также Норвегия.Динамика текущего года показывает, что количество рынков сбыта изменилось незначительно. Наши экспортеры продолжают работать на традиционных рынках, а также осваивать новые географические ниши и увеличивать поставки продовольствия за рубеж.
Так, Беларусь — участница торговых сделок с рядом стран, в рамках которых происходит активизация взаимной торговли. Имею в виду Вьетнам, Иран, Китай, Сингапур. Проведены переговоры по заключению соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве с Египтом, Израилем и Индией. Прорабатываются аналогичные решения с Индонезией и Монголией. В целом на мировом рынке Беларусь зарекомендовала себя как надежный поставщик агропродовольственных товаров высокого качества.
Что касается внутрирегионального аспекта, то в экспорте сельхозпродукции и продуктов питания среди областей Беларуси лидирует Брестчина — на ее долю приходится свыше четверти всего экспорта. Весомую лепту вносят Минщина — 21 процент, Гродненщина — 20, Минск — примерно 9 процентов. Крупными поставщиками говядины на внешние рынки выступают ОАО «Пинский мясокомбинат», «Гродненский мясокомбинат», «Березовский мясоконсервный комбинат», «Слонимский мясокомбинат». В числе наиболее значимых экспортеров сыров и творога — ОАО «Савушкин продукт», «Туровский молочный комбинат», «Молочный Мир», «Кобринский маслосырзавод». Но еще раз повторюсь, посильная лепта каждого предприятия агропромышленного комплекса и формирует единую корзину экспорта, укрепляет авторитет нашей страны за ее пределами. Качество нашей продукции — неоспоримый козырь в глазах конкурентов.
В ТЕМУ
На мировом рынке Беларусь зарекомендовала себя как надежный поставщик агропродовольственных товаров. В последние годы экспорт продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности обеспечивает около
20 процентов валютных поступлений от поставок всех товаров за рубеж наряду с химической промышленностью, производством машин, оборудования и транспортных средств. За пределами страны реализуем до 40 процентов продукции, произведенной отечественным агропродовольственным сектором экономики, а это 8—9 процентов валового внутреннего продукта страны.
Кроме мясо-молочной продукции, важную роль в формировании экспортной выручки играют поставки растительного масла, прежде всего рапсового, на долю которого приходится около 8 процентов агропродовольственного экспорта, овощей, в том числе замороженных и приготовленных (почти 5—6 процентов), фруктов, ягод свежих и замороженных (3—4 процента), продуктов переработки овощей и фруктов, в том числе фруктовых, овощных соков (3 процента), сахара и кондитерских изделий из него (3—4 процента), рыбы и рыбных консервов (3—5 процентов), шоколада и шоколадных изделий (2 процента), алкогольных и безалкогольных напитков (2—3 процента) и др.
Наталья КАРПОВИЧ, заведующая отделом продовольственной безопасности ГП «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси»
Инфографика Ольги ПАК