Беларусь как член Евразийского экономического союза уже де-факто живет по правилам ВТО с 2012 года. Так как, например, Россия и Казахстан, которые также входят в ЕАЭС, ранее вступили во Всемирную торговую организацию. А значит, взятые ими обязательства в рамках этой международной структуры легли в основу и права ЕАЭС. Позиция Минска об условиях вхождения в ВТО обозначалась неоднократно. Ее суть: не должны пострадать наши национальные интересы, в то же время мы заинтересованы в развитии сотрудничества со всеми странами. Однако Всемирная торговая организация сегодня сама на распутье — экономические санкции, которые вводят США в отношении ряда стран, подрывают идею свободной торговли. Как дальше будут развиваться события в глобальном контексте? Готовы ли мы играть на мировых рынках по новым правилам? И как при этом защитить свою экономику?
ДОМ РЕБРОМ
Валерий Байнев, завкафедрой инновационного менеджмента БГУ, доктор экономических наук
Когда наши либерально мыслящие экономисты в очередной раз педалируют дискуссию о безоговорочном вступлении Беларуси в ВТО, возникает вопрос: а зачем это нужно?
Существует полушутливое мнение, что человек — это животное, обремененное смыслами. Поэтому, отвечая на частные вопросы, полезно изучить проблему на смысловом, концептуальном уровне.
Увы, видеть меж частностей общие смыслы и тенденции — удел немногих истинных интеллектуалов. В связи с этим вспоминается блистательная статья об экономическом конструктивизме наших ведущих экономистов Владимира Шимова и Алексея Быкова в одном из зарубежных журналов. Если предельно просто и образно передать ее смысл, то он сводится, в общем-то, к очевидному — комфортнее всего хозяину живется в том доме, который он сам для себя спроектировал и построил. Тем же, кто этот дом не строил, в нем наравне с хозяином не быть. Посторонние в чужих хоромах могут жить либо как квартиранты, либо в качестве прислуги.
Нынешняя мировая экономическая система сродни огромному зданию, которое сконструировали в своих интересах и выстроили после Второй мировой войны Соединенные Штаты как наименее пострадавшая от нее держава. Глыбы в его фундаменте — это доллар как мировая валюта, а также созданные в послевоенные годы глобальные институты в их нынешнем виде — МВФ, Всемирный банк и ВТО. Понятно, что указанные экономические институты изначально запрограммированы на то, чтобы хозяину этого дома жилось в нем как можно сытнее и вольготнее.
При этом глубоко ошибаются считающие, будто Франция, Германия, Италия и другие страны, которые наряду со Штатами принято называть развитыми, наравне с американцами хозяйничают в этом доме. Известный геополитик Збигнев Бжезинский, несколько десятилетий бывший ведущим идеологом США (а потому человек весьма сведущий), в своей книге “Великая шахматная доска” писал, что западноевропейские страны “остаются в значительной мере американским протекторатом, при этом союзные государства напоминают вассалов и подчиненных”. Понятно, что еще менее почетное место в данном мироустройстве отведено небольшим странам.
Получается, сильно лукавят сторонники скорейшего затаскивания Беларуси в ВТО, утверждая, что это позволит нам конкурировать, торговать, развиваться на равных с США и ЕС и даже опережать их. Как будто ВТО создавалась на Западе мазохистами с целью помочь своим конкурентам окрепнуть в честной борьбе, дабы те в итоге вышвырнули западные корпорации со всех рынков.
Увы, опыт наших соседей утверждает обратное: либеральные нормы ВТО в некотором роде ведут к уничтожению производственного, прежде всего промышленного бизнеса развивающихся стран. Подобно тому, как малолетнее дитя бессильно на ринге против профессионального боксера-тяжеловеса, так и неокрепший белорусский бизнес принципиально беззащитен перед лицом могучих западных корпораций. Однако если открытый поединок ребенка с тяжелоатлетом со всей очевидностью является банальным убийством, то либеральное противостояние отечественных компаний западным мегакорпорациям — это, судя по заклинаниям местных адептов ВТО, всего лишь честная, животворящая конкуренция.
Благодаря нашим союзникам по ЕАЭС Беларусь де-факто уже давно конкурирует и торгует по правилам ВТО. Сегодня у нас еще остается некоторая возможность защищать свои внутренние рынки, без риска антидемпинговых расследований стимулировать развитие своих промышленных и аграрных компаний. Официальное вступление в ВТО лишит нас этих льгот. Поэтому, дабы сохраниться в когорте технологически развитых держав, нам надо настойчиво, однако, не торопясь, договариваться о максимально льготных условиях вступления Беларуси в ВТО.
Странам ЕАЭС самое время всерьез озаботиться достройкой и обустройством собственного уютного дома. По примеру Китая, который в духе концепции экономического конструктивизма настойчиво реализует свой мегапроект “Один пояс и один путь”.
ПЛЮСОВ БОЛЬШЕ
Олег Мазоль, эксперт Центра экономических исследований БЕРОК
Переговоры о вступлении в ВТО Беларусь ведет уже 25 лет. И очевидно, что их успешное окончание позволит нам получить ряд важных преимуществ. В первую очередь облегчение доступа на рынки 164 государств — членов ВТО, на долю которых приходится 96% мировой торговли. При этом присоединившаяся к организации страна имеет возможность пользоваться преимуществами своего участия сразу, в то время как обязательства можно выполнять поэтапно.
Есть и не столь очевидные выгоды: например, можно ожидать притока в страну иностранного капитала, поскольку членство в ВТО говорит об улучшении делового климата в стране и ее инвестиционной привлекательности. Ведь наряду со снижением торговых барьеров страна принимает на себя обязательства по применению рыночных принципов регулирования экономики, а также по защите интеллектуальной собственности.
Еще один весомый аргумент — все страны ЕАЭС, кроме Беларуси, уже являются членами этой организации, а значит, пользуются преимуществами глобального рынка. Иными словами, и наша страна де-факто уже работает в формате ВТО, но в отличие от других не получает преимуществ, которые дает статус участия де-юре. Выходит, без интенсификации процесса вступления в ВТО невозможно не только решить задачу по диверсификации экспорта, но и удержаться на традиционных рынках сбыта.
Безусловно, есть аргументы и против. Один из них — жесткие ограничения в отношении субсидирования предприятий и отраслей национальной экономики. Государствам — членам ВТО — приходится существенно сокращать преференции (налоговые, таможенные, кредитные) для национальных производителей, отказываться от директивного регулирования цен. Как раз поэтому вступление страны в ВТО, несмотря на предоставляемый для новых членов льготный период длиною в несколько лет, может стать настоящим шоком для государственных промпредприятий и агросектора.
Среди минусов и закономерное снижение в первую очередь тарифных барьеров. Предприятиям на внутреннем рынке придется столкнуться с возросшей ценовой конкуренцией со стороны иностранных компаний. Еще более серьезные последствия могут быть для бизнеса в сфере услуг, главным образом, в банковском и страховом секторах.
Но важно понимать: общий баланс плюсов и минусов вступления в ВТО для отечественной экономики будет зависеть от формата внешнеторговой либерализации, который станет понятен по результатам двусторонних переговоров со странами — участницами рабочей группы по вступлению Беларуси в ВТО. Кроме того, немаловажную роль здесь играет состояние отечественной экономики и готовность нашего промышленного сектора конкурировать в новых условиях.
Вступлению в ВТО должна предшествовать серьезная работа. Необходимо провести всесторонний анализ внешнеторговых факторов. Прежде всего оценить экспортный потенциал нашей страны в различных отраслях, учитывая при этом положение нашей страны на международных рынках, а также определить угрозы и возможности развития экспорта по стратегическим направлениям. Приведу пример: допустим, сейчас прогнозируется дальнейший рост мирового спроса на продукцию сельского хозяйства со стороны Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока. Следовательно, увеличится и спрос на продукцию сельскохозяйственного машиностроения. Взять ситуацию в азиатском регионе: Китай является вторым по величине рынком сельхозтехники, а Индия и страны Юго-Восточной Азии характеризуются низким уровнем механизации сельского хозяйства.
Так что продуманное и подготовленное вступление в ВТО — с учетом национальных интересов и всестороннего анализа рисков и угроз — позволит нам извлечь множество плюсов. Это, во-первых, повышение конкурентоспособности белорусской продукции на внешнем и внутреннем рынках. Во-вторых, принятие дополнительных усилий по макроэкономической стабилизации и проведению реформ, включая переход на корпоративные стандарты управления предприятиями. И, наконец, в-третьих, как результат, — формирование основы для устойчивого роста национальной экономики в среднесрочной перспективе, диверсификации отраслевой и страновой структуры экспорта.
Готовы ли мы играть на мировых рынках по новым правилам? И как при этом защитить свою экономику
Торг по всем правилам
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.