Как темперамент водителя влияет на расход бензина

Топим за экономию

Аппетиты автомобиля во многом зависят от характеристик двигателя. Но некоторые водители уверены: соблюдая кое‑какие принципы, можно значительно уменьшить расход топлива. Мы провели эксперимент и выяснили, можно ли сэкономить, изменив водительские привычки.

Это база

Во время резких маневров в цилиндры поступают большие порции топлива — они расходуются нерационально и не полностью. А если избегать форсированных стартов и резкого торможения, расход ниже. Чем выше скорость автомобиля, тем больше оборотов совершает двигатель, ведь ему нужно прикладывать больше усилий, чтобы, так сказать, проталкивать автомобиль сквозь воздух. Этот ликбез провел нам водитель Геннадий Шельвах, у которого стаж больше 40 лет.

Кстати, влияние аэродинамики на расход топлива заметили еще на заре автомобилестроения. Именно поэтому кузовы первых гоночных болидов в начале ХХ века по форме напоминали торпеды или капли…

Сперва давайте выясним, как скорость влияет на расход топлива. Найти ответ поможет наш редакционный автомобиль Kia Optima. В нем шестиступенчатая коробка передач, бензиновый двигатель объемом два литра и мощностью 150 лошадиных сил. Поддерживать стрелку спидометра на одном уровне гораздо проще на трассе, поэтому отправляемся на М‑3.

Ориентируемся на показания среднего расхода топлива тахометра. Проигнорируем тот факт, что он показывает данные с небольшой погрешностью. На чистоту эксперимента это не повлияет. Нам ведь важно выяснить, как возрастают аппетиты одной машины на одном и том же отрезке дороги в зависимости от скорости и характера езды.

Тише едешь — богаче будешь

Дважды проедем по участку трассы от рынка «Валерьяново» до развязки М‑3/Р‑40. Расстояние — около 10 километров. Первый раз со скоростью 90 км/ч, во второй — 120 км/ч.

Геннадий Шельвах разгоняется до 90 км/ч. Двигатель достигает 2500 об/мин. Каждое нажатие на педаль газа мгновенно отражается на жизненных показателях Kia Optima. На финише первого заезда тачка привозит средний расход топлива почти 7 литров. Дальше — больше. Водитель возвращается на старт и топит педаль в пол. На спидометре — 120 км/ч. Тахометр зашкаливает — 3000 об/мин. Итоговый расход топлива — под 9 литров. Геннадий Шельвах комментирует результаты:
— Разница в расходе топлива составила около двух литров. Не так уж и много. Но если задуматься, то увеличение скорости на 30 км/ч повысило прожорливость машины на 30 процентов. А если нужно проехать не 10 километров, а 100? Разница для кошелька уже будет ощутимой.
Вывод эксперимента на трассе прост: если хотите ездить экономично — не превышайте скорость 90 км/ч. Особенно при дальних поездках. Больше всего бензина машина расходовала во время резких стартов с места. В таких случаях нагрузка на двигатель гораздо выше, чем при плавном наборе хода. Сжигало больше топлива и резкое ускорение перед обгоном.

А что с ездой по городу? Поддерживать скорость на улицах с обилием светофоров и «лежачих полицейских» сложнее. Но правила экономии все те же: избегайте резких ускорений и торможений. Лайфхак для новичков: смотрите вперед, не только на ближайший, но и на следующий за ним светофор, чтобы реагировать на изменения дорожной обстановки без резких маневров.

— Бессмысленно рваться к светофору, а потом давить педаль тормоза, сжигая бензин и стирая колодки, — рассуждает Геннадий Шельвах. 
— Видите впереди мигающий светофор — медленно притормозите двигателем, чтобы по инерции докатиться до перекрестка. Двигаясь в плотном потоке, придерживайтесь такого темпа, чтобы не тормозить резко каждый раз, когда перед вами загораются стоп‑сигналы.
А во время долгих стоянок лучше вовсе выключать двигатель, чтобы топливо бесцельно не вылетало в трубу. Конечно, глушить мотор у каждого светофора — абсурд, но если вы попали в пробку или ждете у железнодорожного переезда — почему бы и нет? Кстати, на многих современных машинах есть специальная система, которая выключает двигатель во время остановок, в том числе коротких.

Быть холериком затратно

Мы выяснили, что агрессивный стиль с быстрым набором скорости и резкими торможениями увеличивает потребление горючего. Здесь холерикам не позавидуешь. Из‑за своего темперамента они ведут себя на дороге именно так: резко, быстро ускоряются и так же быстро тормозят. Тот случай, когда за особенности своего характера приходится платить рублем.

На то, как ведет себя человек за рулем, влияет не только темперамент, но и водительский стаж, справедливо замечает Геннадий Шельвах:

— Важно правильно использовать трансмиссию автомобиля. Не все новички умеют выбрать оптимальную передачу. Это приходит с опытом. А ведь выбор правильной передачи, особенно при движении в гору или на спуске, может ощутимо снизить расход топлива. Я предпочитаю лишний раз не переключать передачи и не работать с двигателем на высоких оборотах без необходимости.

Напоследок пару советов водителям. Не игнорируйте технологические возможности вашего автомобиля. Например, использование системы круиз‑контроля позволит удерживать постоянную скорость и тем самым снизит расход топлива. Регулярное обслуживание автомобиля и проверка его состояния тоже способствуют поддержанию оптимальной работы двигателя и других систем. Как и высокое давление в шинах и низкооктановый бензин.

ИНТЕРЕСНЫЕ ЦИФРЫ

♦ Наиболее рационально топливо расходуется при оборотах двигателя в пределах 2000 — 2500 об/мин.

♦ Работа систем кондиционирования и климат‑контроля тратит около 15 процентов топлива.

♦ При открытом люке или окнах на скорости 90 км/ч расход топлива на 4 — 5 процентов выше.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter