Во время войны партизаны делали дерзкие вылазки, чтобы раздобыть бумагу для... печати стихов
В год 500-летия белорусского книгопечатания корреспонденты «СГ» решили исследовать одну из наиболее интересных страниц нашей литературной истории – что читали бойцы во время войны и как в то время творили поэты и прозаики? Наиболее интересными фактами поделилась заведующая отделом письменных и изобразительных источников Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Галина ПАВЛОВСКАЯ.
СОЛДАТУ знания по военному делу необходимы. От них иногда зависит сама жизнь. Так и в годы Великой Отечественной большими тиражами издавали различные уставы, наставления, справочные пособия. Почти каждый партизан знал содержание книжечки карманного формата в мягкой серой коленкоровой обложке, изданной в 1942 году в Москве издательством «Молодая гвардия». Она так и называлась — «Памятка партизану», и в ней рассказывалось об оружии, подрывных средствах, ведении разведки. Это издание, наряду со «Спутником партизана», — один из самых ценных подарков для народных мстителей. Один из экземпляров из коллекции принадлежал юному партизану и подпольщику Федору Юшкевичу, уроженцу деревни Запесочное Лельчицкого района. Его подарили ему командиры партизанского отряда «За победу». Именно в этот справочник заглядывали подпольщики при изготовлении мины для диверсии на дорогах Лученки — Воронов и Бубы — Селезовка 29 декабря того же года. А после уничтожили 3 автомашины, 50 немецких солдат и генерала СС. А в июльско-августовских блокадных боях 1943-го в полесских лесах подпольная группа вывела отряды из вражеского кольца.
Литература о Великой Отечественной войне рождалась чуть ли не на следующий день после гитлеровского нападения на страну. Уже 24 июня 1941 года «Правде» напечатали знаменитую «Священную войну» В. Лебедева-Кумача. Многие писатели и поэты стали военными корреспондентами. На фронтах и в партизанских отрядах находились более 1000 писателей, 417 из них погибли. После печати на страницах газет очерки и рассказы спешили выпустить отдельными брошюрами. Среди них, к примеру, рассказ «Наука ненависти» Михаила Шолохова, стихотворная поэма «Василий Теркин» Александра Твардовского. Уникальное издание, которое хранят в музее, — текст брошюры Ильи Эренбурга «Весна 1943 года». Его приняли по радио и отпечатали в партизанском отряде «Пламя» партизанской бригады «За Родину» имени Флегонтова Минской области. В ней читаю такие строки: «Зеленеют поля, всходят хлеба, они всходят в Украине и Белоруссии. Кто будет жать? Кто будет есть наш хлеб? Это зависит от нас…» Здесь и ставшее крылатым выражение — «Только мертвому немцу можно доверять».
С первых дней начинают издавать агитационную литературу для фронта и тыла. Главное политическое управление печатало литературные серии «Библиотека красноармейца», «Беседы о воинском воспитании», «Искусство воевать», «Великие люди русского народа» и другие.
ПОЧЕМУ именно брошюры, а не книги? Время военное. Сроки сжатые. Издания в мягких обложках печатались быстро, большим тиражом. Их доставляли на передовую, удобно было хранить в полевой сумке, а то и в нагрудном кармане. На оккупированную территорию литература доставлялась самолетами.
Один из символов и реликвия войны — зачитанная, без обложки поэма Александра Твардовского «Василий Теркин». Сохранилась с 5-й по 78-ю страницу. Нынешний музейный экземпляр весной 1943 года сбросили партизанам бригады имени газеты «Правда» Минской области вместе с листовками и газетами. В партизанском лагере часто устраивали коллективные чтения, использовали отрывки из книги в концертах художественной самодеятельности.
Интересна история еще одной книжки, побывавшей в белорусских лесах. Это «Кукрыниксы и С. Маршак партизанам» издательства «Молодая гвардия» 1942 года. Ее передал в музей бывший боец Сенненской партизанской бригады Леонид Иосифович Фурманов. Воевал в действующей армии под Борисовом, а под Лиозно попал в окружение, а затем в плен. В Лепеле бежал из лагеря с помощью местных женщин. В деревне под Сенно остался пастухом, а потом подался в партизаны. Сам писал стихи, в том числе породии на Гитлера и его солдат.
Как же к нему попала книга? В конце 1942 года Леонид вместе с другими проводил через линию фронта обоз с ранеными, женщинами и детьми. Больше месяца длился поход. Перед переходом через линию фронта остановились на отдых в бригаде Дьячкова. Именно здесь он впервые увидел сатирическую книжечку со стихами Самуила Маршака и карикатурами Кукрыниксов. Леонид Иосифович вспоминал, как необходимо было поэтическое слово на войне. Книжку Симонова «Стихи 1941 года», которая была заброшена в тыл, бойцы зачитывали до дыр, передавая друг другу. Фурманов написал собственные стихи с ответом Константину Симонову. В 1954 году, уже работая врачом в Украине, выслал их поэту. Получил в ответ сборник «Стихи 1954 года» с дарственной надписью автора.
А что же белорусские писатели? Они оказались на разных дорогах отступлений и полях сражений. Янку Купалу, например, война застигла в Каунасе, среди литовских друзей. Он добирается в Минск и не находит родного дома, сгоревшего со всеми книжными и рукописными сокровищами. Пожаром вскоре были охвачены и знаменитые Левки, дача поэта. Оставив пылающий Минск, он заехал сюда и одну ночь в бессонном раздумье провел вместе с Якубом Коласом, которого привез к себе из Орши на своей машине. Военные пути их расходятся: Купала оказался в Казани, в пригородном Печище над Волгой, а Якуб Колас — в далеком Ташкенте, куда была переведена Академия наук БССР. Максиму Танку удалось выбраться с западных рубежей, из Белостока. Поэт выехал последним поездом, добрался на Саратовщину и записался там в народное ополчение. Однако вскоре Максим Танк вместе с Петрусем Бровкой были отозваны в Москву и направлены политуправлением армии во фронтовую газету «За Советскую Беларусь», в которой тогда работали Михась Лыньков, Кондрат Крапива, Пимен Панченко и другие. Аркадий Кулешов из Минска с 24 июня пешком прошел полпути до Орши. Многие писатели оказались позже на самых горячих боевых участках. Среди погибших: Леонид Гаврилов, Алесь Жаврук, Андрей Ушаков, Змитрок Астапенко, Микола Сурначев, Алексей Коршак…
В ГОДЫ войны все белорусские писатели и поэты тесно сотрудничали с отделом пропаганды и агитации ЦК КП(б)Б. В брошюрах издания газеты «Советская Беларусь» 1942 года под рубрикой «Сыны беларускага народа» издавались очерки «Генерал-маёр Леў Даватар», «Партызан Ціхан Бумажкоў», «Капітан Гаўрыла Палаўчэня», «Снайпер Фёдар Смалячкоў» и другие.
В коллекции музея есть книга «За Советскую Беларусь!» (Москва. Гослитиздат, 1942 год). Фамилии авторов сплошь знаменитые. Янка Купала, Якуб Колас, Михась Лыньков, Пятрусь Бровка, Пимен Панченко, Кузьма Чорный, Аркадий Кулешов, Максим Танк, Кондрат Крапива, Алесь Стахович, Петро Глебка, Михась Машара, Эди Огнецвет, Анатолий Астрейко. В книге известные произведения — «Беларускім партызанам» Янки Купалы и «Не жалейце, хлопцы, пораху!» Максима Танка. А сборник стихов Якуба Коласа «Голас зямлі», изданный в Ташкенте в 1942 году, поступил в музейную коллекцию из семьи писателя Пимена Панченко, от жены Зои Константиновны.
В биографии Кузьмы Чорного произошел такой эпизод. Когда на «Большой земле» появилась необходимость пересылки за линию фронта одного-двух белорусских писателей, он вызвался пробираться в БССР. Но такой путь был противопоказан из-за больного сердца. И тогда добровольно вызвались идти Антон Белевич и Анатолий Астрейко. Первый раз Астрейко отправился в тыл, переодевшись в форму немецкого офицера в 1942 году. Второй раз был выброшен к партизанам на парашюте в 1943-м. Среди лесного воинства родилась одна из его лучших поэтических книг — «Слуцкий пояс», изданная в партизанской подпольной типографии партизанской бригады имени Чкалова печатниками слуцкой газеты «Народны мсцівец». Для того чтобы отпечатать сборник, партизаны раздобыли бумагу в одном из боев, вырезали из березовых чурок клише, в качестве печатной краски пришлось использовать гуталин. В музее есть три экземпляра сборника. Одна из книжек поступила в музей из Комитета по делам культпросветучреждений при Совмине БССР. Подписана автором земляку Володе Кононовичу, одному из печатников, в 1943 году. Книга пробита пулей. Володя Кононович был ранен в бою во время вражеской блокады.
На последней странице — надпись рукой бывшего редактора издания Николая Достанко:
Прашыта куляю варожай,
Як мы ішлі у бой,
Але, як шчасцем мы дарожым,
Напісана табой.
yasko@sb.by
Фото автора и из архива Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны