«Сердцем за Беларусь»: формирование государства и истинного народовластия в 1994 — 2000‑е годы

Только народ вправе решать свою судьбу

Тридцатилетие института президентства отмечаем мы в эти дни. 15 марта 1994 года Верховный Совет принял Конституцию Республики Беларусь, которой наша страна объявила себя унитарным демократическим социальным правовым государством. И президентской республикой. Летом того же года состоялись первые выборы Президента Беларуси. Они проходили в два тура — 23 июня и 10 июля. Несмотря на беспрецедентное противодействие «административного ресурса», даже в первом туре среди шести кандидатов Александр Лукашенко набрал 44,82 процента голосов, а во втором — уже 80,34 процента. Хотя по озвученному в те дни мнению одного из депутатов, и первые данные Центризбиркома, и расчеты наблюдателей показали, что в реальности Александр Лукашенко побеждал уже в первом туре с результатом 54 — 56 процентов.

Рабочая поездка в Солигорск. 13 октября 1994 года. 

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Вы не знаете, что такое быть Президентом. Я вам должен сказать, что это страшная ноша. Это только, может, людям кажется, что Президент — это его показывают на телевидении и даже организуют мост в прямом эфире и так далее. Но это только чисто внешний антураж. А если коснуться существа, то это тяжелейшая ноша, это бессонные ночи, это нервные потрясения, это оппозиция — и зачастую неконструктивная.

В интервью передаче «Диалог в прямом эфире», ноябрь 1994 года.

От пропасти развала — к стабильности и прогрессу

14 июня 1994 года в «Народной газете» были опубликованы тезисы программы кандидата в Президенты Республики Беларусь Александра Лукашенко «Отвести народ от пропасти». Уже первые строки этого исторического документа живописуют забытый многими сегодня ужас ситуации тех дней:

«Мы стоим над пропастью системного кризиса государства. Даже после Великой Отечественной войны такого не было. Общий спад производства составил 40 процентов. Сельское хозяйство отброшено на 20 лет назад. Инфляция в 1993 году составила 1700 процентов и возрастает на 50 процентов ежемесячно. Остановлено производство на многих предприятиях, растет безработица. Снижается мотивация к производительному труду. Процветают спекуляция, насилие, размываются моральные устои общества, честность и порядочность становятся категориями третьего сорта. Преступность замахнулась не только на безопасность граждан, но и на само государство. Коррупция парализовала работу власти. По живому разрезаны традиционные связи братских народов».
В том же 1994 году была утверждена Программа неотложных мер по выходу экономики Республики Беларусь из кризиса, благодаря которой удалось замедлить рост инфляции и потребительских цен. Беларусь одной из первых стран СНГ преодолела последствия экономического коллапса, вызванного распадом СССР, и заняла лидирующие позиции в темпах наращивания своего экономического и социального потенциала.

Спустя чуть более 26 лет, летом 2020‑го, нашу страну сотрясут уже иные, искусственные катаклизмы. Инспирированные извне. И Глава государства на митинге в Минске 16 августа 2020 года будет вынужден вновь обратиться к давно забытому, как оказалось, прошлому:

— Тогда, в середине девяностых, на митингах и площадях, к сожалению, и здесь в Парламенте мы уничтожили то, что было дано нам Богом: свою огромную великую империю, без которой не решался ни один вопрос в мире. Мы получили кровавый обрубок этой империи. Что хотели тогда те люди, вы? Вы просили кусок хлеба. Вы просили 20 долларов заработной платы, просили спасти заводы, вы просили трактор, комбайн, чтобы спасти село. Вы просили тогда не приватизировать заводы и фабрики. Вы просили не отнимать у крестьян землю. Вы просили не вводить платные медицину и образование. Вы просили вернуть честь офицеру и солдату, которые боялись выходить на улицу.



В апреле 1991 г. Беларусь сотрясла череда протестов и забастовок — после двукратного повышения цен на розничные товары.

Александр Лукашенко резюмировал, вызвав овацию площади Независимости:
— Вы просили меня, совсем молодого, неопытного человека, отвести народ от пропасти. Мы это сделали. Мы сделали то, о чем мечтали миллионы предшественников. Мы построили суверенное независимое государство впервые в нашей истории. Время выбрало тогда нас, и мы это сделали!
Какой ценой, каким самоотверженным трудом миллионов белорусов и их национального лидера это было сделано — об этом уже написаны тысячи статей и десятки книг. Уже к концу десятилетия, вобравшего в себя и крах огромной советской державы, и формирование на ее обломках суверенного белорусского государства, беспристрастные индикаторы статистики стали отмечать весьма позитивные сдвиги.
Белорусский народ и его молодая страна не только отступили от пропасти — они вышли на долгожданный простор созидательного развития. «От пропасти развала и социального взрыва к стабильности и прогрессу» — эта главная программная задача Александра Лукашенко была полностью выполнена.

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ


Роман Внучко, депутат Верховного Совета Белорусской ССР 12‑го созыва (1990 — 1995 гг.), в 1995 — 2000 гг. — работник банковских и финансовых организаций, с 2000 по 2003 год — помощник Президента, главный инспектор по Витебской области:

— Когда мы приняли Декларацию о независимости, была эйфория. Но этот документ не давал ответа на главный вопрос: мы не знали, к чему придем. В стране начался хаос, причем серьезный. Во-первых, мы лишились, по сути, половины законодательной базы, которая действовала до того, особенно касательно налогов, бюджета, денег, финансов. Целый ряд экономических законов, действовавших в СССР, утратил силу с принятием Декларации о независимости. А во-вторых, и это самое главное, у нас не оказалось лидера в стране. Да, были Совет Министров, его председатель, но это была гвардия, работавшая в условиях СССР, когда руководящий центр направлял, указывал и помогал. Кроме того, еще при Горбачеве случилось страшное событие: руководителей предприятий, организаций, колхозов и совхозов начали избирать на общих собраниях. И, как правило, сильных, мудрых и лучших руководителей тем самым лишили мест.

Начался общий развал. Начали разбазариваться все основные фонды, которые были в республике, возникло серьезное расслоение общества: кто-то богател, а все больше населения оказывалось в нищете. Приватизационные чеки ситуацию не улучшили, коллапс приближался: случалось даже, что в больницах не было простыней, а в столовых ножи и вилки помечали метками или сверлили в них отверстия, чтобы предотвратить кражи. Инфляция доходила до 300 процентов в год, не хватало денежной массы. Депутатами Верховного Совета были примерно 350 человек, а постоянно работали (в комиссиях) — 75. Мы работали допоздна, а когда выходили из Дома Правительства (жили мы в гостинице «Минск»), нас сопровождала милиция, потому что на тротуарах стояла масса народа, нехорошо нас встречавшая. Председателям комиссий и иным, допоздна работавшим, даже выдали пистолеты Макарова…

Иными словами, ситуация была не просто аховая, иного выхода не было: стране нужен был национальный лидер. Неудивительно, что Верховный Совет при всем его разнообразии, при наличии множества политических взглядов решил избрать Президента страны, дав ему полномочия, — чтобы он смог навести порядок. Тогда кандидатами в Президенты было шесть человек, и победа Александра Лукашенко не всем оказалась по нраву: править хотели многие. Но выборы были поистине демократичными, никто вмешаться извне и повлиять на ход голосования не смог. И народ свое решение принял. На мой взгляд, совершенно правильное. Народ поверил одному. С тех пор у нас есть управление и порядок — и это самое главное.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Я говорю о государственном регулировании экономики, в том числе и в обществе, если говорить об этом в широком плане. Ни одно государство от этого никогда не отказывалось. Если вы знаете такие государства, назовите их мне. Я таких государств не знаю. Ни Германия, ни та же социалистическая, как мы ее называем, Швеция, ни та цивилизованная Америка — они от этого не отошли. Степень разная, у нас она больше. Почему? Потому что мы увидели, если мы сегодня не положим конец тому беспределу, который у нас творится, то завтра будем пожинать бурю.

В интервью передаче «Диалог в прямом эфире», ноябрь 1994 года.




«Саморегулирующая» роль неконтролируемого рынка проявилась только в создании дефицита и очередей.


ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ


Павел Минченко, журналист издательского дома «Беларусь сегодня»:

— В 1994 году я работал на Могилевском областном радио. И попутно подрабатывал на полставки собственным корреспондентом Республиканского радио. 10 июля — день второго тура президентских выборов — с утра был, в принципе, обычным. Проехался по нескольким участкам, услышал мнения избирателей. А потом отправился в областной избирком: надо было узнать последние цифры о ходе голосования. Иду в облисполком и вижу непривычную картину: в коридоре, сидя на подоконнике, скучает милиционер с автоматом. Захожу в кабинет, а там несколько доверенных лиц кандидата в Президенты Лукашенко. И сам Александр Григорьевич. Член избирательного штаба (на тот момент главный редактор областной газеты «Могилевские ведомости») Григорий Кисель периодически говорит соратникам «надо поговорить» и выскакивает с кем-нибудь в коридор на пару минут. Сам же Лукашенко невозмутим. По крайней мере, внешне. Думаю, вот она, журналистская удача — есть возможность первым взять интервью у избранного Президента. Да, еще не вступившего в должность, да, еще официально не озвучены результаты выборов. Но (это уже понятно по цифрам) ставшего действительно народным избранником. Включаю репортерский магнитофон и задаю вопрос… Беседа тогда получилась недолгой. Всех деталей за давностью лет не восстановлю, но в память врезалась одна фраза: «Запомните этот день. Начиная с него буду делать все, чтобы жизнь белорусов становилась все лучше и лучше». Подумал тогда: насколько смел человек, не боится давать конкретные обещания. Не оставляя при этом себе маневра для отступления. Вроде «сделаю все для…», чтобы, если не удастся что-то, развести руками и сказать: «Что поделаешь, так получилось».

Интервью то переслал в редакцию. Ждал, что появится в вечернем выпуске новостей. Но в эфир его не дали. Что, в общем-то, понятно: государственные СМИ тогда поддерживали другого кандидата. Ведущий лишь ограничился фразой: «Кандидат Лукашенко в беседе с нашим корреспондентом сказал то-то и то-то». И все… То интервью вспомнил спустя год. В 1995‑м с участием Президента в Могилеве открывали мост через Днепр (до сих пор в народе его называют «новый»). Объект этот строился долго. Из-за отсутствия средств в последние годы существования СССР работы заморозили. А тут раз — и все сделали. На пресс-конференции после открытия спросил у Президента, можно ли считать открытый мост не только неким объектом, но еще и символом того, что мы все вместе, не ссылаясь на трудности, можем сделать что-то глобальное, перебравшись с одного берега жизни на другой — новый, лучший. Ответ был короток: «Однозначно!»

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Сорос первый приехал, деньги привез на историческую правду, на учебники и так далее. И я ему честно и искренне сказал: господин Сорос, вы больше к нам не приезжайте, я не буду проводить эту политику. И вот тогда я стал тоталитарным диктатором, тогда я стал ненавистным. И наша страна в том числе. За что? За то, что мы хотели писать сами свои учебники. Вы знаете, какие они были тогда. За то, что мы сами хотели выстраивать свою жизнь, быть суверенными и независимыми.

В ходе открытого урока «Историческая память — дорога в будущее», 1 сентября 2022 года.

Март 1995 года. Гомельская область, Брагинский район.

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ


Вадим Боровик, политический аналитик:

— Мы давно отвыкли от того безумия, которое происходило в девяностые. Была полная неразбериха в экономике, валютчики на каждом шагу («доллар, марочка, российские рубли»). Серьезное влияние ОПГ — объединенных преступных группировок. И на этом фоне — махрово расцветавшая деятельность различных структур, финансировавшихся извне, — Фонда Сороса и прочих, которые под видом различных благородных целей имели задачу поставить под контроль экономическую и политическую системы Беларуси, получить под контроль основные наши предприятия. Их бы совершенно устроил Лукашенко, будь он политиком, готовым предать национальные интересы и закрыть глаза на коррупцию и всю ту мутную воду, в которой им можно было «ловить рыбу».

Но белорусский Президент был поистине народным, причем избранным как раз на волне борьбы с коррупцией и чванством. И люди, наши сограждане, голосовали именно за него — человека, боровшегося за порядок и дисциплину, за право белорусов быть хозяевами на своей земле. Напомню, первое, что он сделал, — вычистил с белорусской земли весь криминалитет: рэкетиров, валютчиков. А ведь до того на центральных рынках Минска арендная плата была менее 100 долларов, но 400 при этом ежемесячно нужно было платить рэкетирам. К нам стали бояться заезжать «воры в законе» из соседних республик, поскольку разговор с ними у нас был коротким. То есть мы стали жить в правовом поле. Кроме того, с белорусского ландшафта были удалены деструктивные международные псевдодемократические фирмы. И это также стало важным шагом. Александр Лукашенко и его команда принципиально начали проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, не позволили разграбить народное добро, очень точечно и взвешенно вели приватизацию. Иными словами, те годы для Александра Лукашенко были, с одной стороны, крайне тяжелыми (вспомните многолетний и казавшийся безнадежным долгострой Дворца Республики в самом центре белорусской столицы, безнадегу чернобыльской зоны и многое другое), а с другой — с них начался отсчет пути к настоящему порядку и процветанию. Остался в прошлом авторитет криминала, ныне авторитет — у правоохранительных органов, силовых структур, органов госбезопасности, Вооруженных Сил. Мы сохранили память о Великой Победе, воспитали уважение к своему Государственному флагу. Лукашенко выстроил систему, которая позволила Беларуси сегодня занять достойное место в семье народов мира.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Только в результате конституционной реформы мы сможем уйти наконец от бесконечных бессмысленных политических баталий наверху и сосредоточиться на проблемах, которые больше всего волнуют наших людей... Именно в сильной власти сегодня спасение для нашего государства и экономики. При слабом Президенте наши доморощенные либералы под разговоры о всеобщем благе всех нас без штанов оставят в собственной стране.

В ходе выступления на республиканском совещании работников агрокомплекса, 9 октября 1996 года.

Формирование истинного народовластия

Обозначив цели в своей предвыборной программе, Александр Лукашенко отмечал: «Это можно сделать, основываясь на новых принципах деятельности власти, которая должна стать: высокоответственной, народной, а не партийной, компетентной, а не клановой». Ответственность и народность новой власти проявили себя буквально в первые годы института президентства: важнейшие вопросы государственного и общественного развития принимались Президентом с безусловным учетом мнения белорусского народа.


Первый за годы независимости референдум в истории нашей страны был проведен 14 мая 1995 года, дав ответы на четыре вопроса: о придании русскому языку, наряду с белорусским, статуса государственного; об изменении государственной символики; о поддержке действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией; о необходимости внесения изменений в Конституцию, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета.

Решать судьбу этого органа, становившегося все более деструктивным, пришлось и год спустя. К 1996‑му противоречия между Президентом и так и не привыкшим за два года к новому центру власти Парламентом обострились настолько, что страна, только-только выбирающаяся из экономического коллапса, вступила в полосу кризиса политического. Для его преодоления Александр Лукашенко предложил провести референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию, превращающих республику из парламентско-президентской в президентскую.


11 июня 1996 года «СБ» писала: «Верховный Совет во многих случаях говорил гораздо эффективнее, чем делал... Вряд ли в управлении государством можно добиться чего-то путного, если даже наиболее солидные люди будут подменять законотворческую работу политической трескотней».

Но до того как вынести вопросы конфликта двух ветвей власти на демократический народный суд, в Беларуси было впервые проведено еще одно знаковое мероприятие, положившее начало, по сути, новому политическому институту, — I Всебелорусское народное собрание, на котором Президент решил обсудить с белорусским народом стратегию и тактику развития страны. Его итогом стало принятие первой в истории суверенной Беларуси программы социально-экономического развития страны на пятилетку.


Инспирированная по американским и польским лекалам забастовка сотрудников минского метро. Август 1995 г.
Но самое главное, ВНС, как и сформированный по результатам второго референдума новый двухпалатный Парламент — Национальное собрание Беларуси, — подтвердило формирование истинного народовластия в Беларуси. И на его основе — власти, решающей исключительно народные интересы.



ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ


Михаил Пискунович, главный агроном УП «Короли» Глубокского района, делегат I Всебелорусского народного собрания (1996 г.):

— Тот период запомнился становлением Беларуси как суверенного государства. Конечно, это был период больших надежд. И они, надо сказать, оправдались. Остались далеко в прошлом задержки с выплатой зарплаты, уже много лет она стабильна. К нам в хозяйство сегодня приходят молодые кадры: в бухгалтерию, механизаторами. Улучшены автодороги, создана вся необходимая инфраструктура. Обновлен сельскохозяйственный машинный парк, мы сохранили и развили производство тракторов, комбайнов, автомобилей. Обеспечен выход сельхозпродукции на мировой уровень, ее высокая степень конкурентоспособности. Конкретно в нашем хозяйстве полностью модернизирован машинно-тракторный парк, получены новые агрегаты. В отрасли животноводства построена роботизированная ферма, помещения для содержания телят, многие другие. И мало уже кто помнит, что сразу после развала СССР была полная неопределенность. Ныне же все поставлено на высший уровень, работа ведется на перспективу: на увеличение урожайности сельскохозяйственных культур, совершенствование технологий их возделывания. Но самое главное, пожалуй, у людей возникла личная психологическая причастность к общему и крайне важному делу — обеспечению продовольственной безопасности нашей страны. А потому и отношение к труду поменялось в лучшую сторону, и степень личной ответственности возросла. Потому что знаем, за что работаем и для чего работаем. Труд на земле нелегок, но вновь в почете. И есть уверенность в завтрашнем дне. Сейчас я вновь могу повторить, что не раз уже говорил: идем мы в правильном направлении. И потому, уверен, с каждым годом результаты будут все более значительными.


Юрий Кулаковский, депутат Палаты представителей 1‑го и 3‑го созывов, в 2000 — 2004 гг. — помощник Президента — главный инспектор по Могилевской области:

— Президента знаю очень давно — еще в Могилевском педагогическом институте на историческом факультете вместе с Александром Григорьевичем учился. И с тех пор помню один случай. Александр Лукашенко во время летней сессии сдавал экзамен по истории Беларуси. Преподаватель — Яков Иванович Трещенок — хотел поставить студенту четверку. Но Лукашенко от этой оценки отказался: мол, осенью сдаст на пятерку. И сдал! Практически он сделал невозможное — получить отличную оценку у Трещенка было очень сложно, сродни чему-то фантастическому. Студенты и преподаватели восхищались, помню: «Ну Лукашенко молодец — пообещал и сделал».

В первое время своего президентства Александр Григорьевич сам принимал граждан по личным вопросам. Люди были в восторге — ну как же, сам Глава государства решает их проблемы. Я же, когда уже работал в Парламенте, обратил внимание Президента на одну проблему: мол, вот вы людей выслушиваете, а ни у одного председателя райисполкома (не говоря уже о руководителях областей) не предусмотрено ни часа для личного приема граждан. Сразу же была создана комиссия, которую я возглавил. И мы изучали ситуацию по всей стране — в органах власти, министерствах, ведомствах. Об итогах работы комиссии доложил Президенту в его кабинете — записка, помню, была страниц на 20. После чего была выстроена система работы с обращениями. Люди перестали добиваться приема непосредственно у Главы государства — проблемы стали решаться на местах.




Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter