Господдержка как стимул
— Если бы не было господдержки, — отмечает Александр Владимирович, — мы бы вряд ли решились делать ставку на развитие бизнеса именно в этом направлении. Но сегодня перед нами — зеленый свет. Популярность электротранспорта еще, может, и не столь высока, но очевидно одно: как только появится достаточно разветвленная инфраструктура для его использования, сразу же возрастет и количество желающих приобрести электромобиль.Директор компании уверен, что начинать нужно именно с зарядных станций. Увидит автолюбитель на парковке у дома или в гаражном товариществе такую — не исключено, что задумается о покупке.
— Недавно ездили на электромобиле в Минск, — подключается к разговору Сергей Худолеев, заместитель директора Оршанского бизнес-инкубатора «Закон и порядок», под эгидой которого работает «Е-Пауэр». — Знаете, во сколько обошлась поездка? В 7 рублей. Так что выгода очевидна.
Александр Киреев знакомит с предысторией создания предприятия. Начинали с продажи зарядных станций китайского производства. Наладили тесные контакты с производителями из Поднебесной, детально освоили технологию, познакомились с опытом других стран. Стали создавать и апробировать собственные образцы оборудования. Получилось. Продумали удобный антивандальный дизайн и разработали линейку медленных заправок — для установки на дворовых территориях, в личных и общественных гаражах.
Онлайн-карта в помощь
— Параллельно с научно-изыскательской работой, плотным взаимодействием с УКСами, проектировщиками жилых микрорайонов и застройщиками наши специалисты занялись созданием интерактивной карты мониторинга запросов на установку электрозарядных станций и приложений для смартфонов по управлению ими, — рассказывает собеседник. — И уже в первые месяцы работы этой карты поняли, что спрос очень большой.Интересно, что пользоваться информацией такого интернет-мониторинга, организованного оршанским предприятием, могут в Беларуси, России, Казахстане, Армении и других странах как автолюбители, так и любые производители электрозарядных станций. С помощью интерактивной площадки реально просчитать километраж и найти ближайшую станцию для зарядки авто, определить наиболее удобные и экономически выгодные места для будущей установки оборудования.
— Конкуренции не боитесь? — интересуюсь у Александра Киреева.
— Сегодня перед нами огромное поле деятельности, места и задач хватит всем, — не сомневается руководитель компании. — Так что любое сотрудничество в этом плане — на пользу. И только все вместе, объединившись, мы сможем заполнить пока еще существующий вакуум.
Из Китая в Беларусь
В течение неполных двух лет предприятие перешло от торгово-посреднической деятельности к производству. Первым шагом стал выпуск комбинированных быстрых и супербыстрых электрозарядных станций, предназначенных для различных видов автомобилей. По разработке оршанцев и их заказу оборудование под белорусским брендом поставили на конвейер одного из китайских заводов. Получена Евразийская декларация соответствия.— Скоро переведем производство в Беларусь, сейчас идет оформление необходимой документации. В этом нам помогают бизнес-инкубатор и Оршанский филиал Витебского отделения Белорусской торгово-промышленной палаты, — рассказывает Александр Киреев. — Теперь, по проторенному пути, это уже проще сделать: месяц назад получили сертификат на выпуск собственной линейки медленных электрозаправок. Первые партии оборудования уже ушли к покупателям. Собран солидный портфель заказов. Наши станции ждут в Москве и Подмосковье, Краснодаре и Санкт-Петербурге. Кстати, знаете, сколько в России ежемесячно устанавливается электрозарядных станций? Около тысячи штук! Так что спрос есть, в ближайшие годы он будет только повышаться.
Электрозарядные станции из Орши уже работают на ВДНХ в Москве, примерно 50 штук установлены в Минске, есть они и в Витебске, Орше. Большой заказ на изготовление пришел из Тюмени, интересуются продукцией в Кыргызстане.Александр КИРЕЕВ: «Мы изучили рынок и поняли, что многое по импортозамещению могут делать наши заводы».
Сейчас около 50 процентов работы и комплектующих продукции оршанцев — белорусской прописки. Но уже найдены варианты повышения удельного веса отечественного вклада в добавленную стоимость.
— Мы изучили рынок и поняли, что многое по импортозамещению могут делать наши заводы, уже заключаем соответствующие контракты, — делится планами директор ООО «Е-Пауэр».
Компания собирается задействовать белорусских партнеров и в ходе реализации очередного ноу-хау, которое можно считать историческим прорывом в ее истории. Здесь уже приступают к разработке и организации выпуска собственного грузового электроавтомобиля. Расчет на использование малогабаритного авто фермерами, предприятиями ЖКХ и другими обслуживающими организациями.
ОФИЦИАЛЬНО
За год компания в четыре раза увеличила количество рабочих мест и сможет производить до 200 электрозарядных станций в месяц. При необходимости мощности и объемы выпуска будут расширены. В феврале сотрудники пройдут курсы повышения квалификации на китайских предприятиях. При поддержке Витебского облисполкома планируется открытие новых рабочих мест и получение льготных кредитов на дальнейшее развитие перспективного для Беларуси производства.
КОМПЕТЕНТНО
Сергей ПАЦ, первый заместитель председателя Оршанского райисполкома:
— Компания «Е-Пауэр» — это новый шаг в нашей экономике. Сегодня все, что связано с электротранспортом, очень перспективно. Это уже показывает спрос на белорусские зарядные станции. Мы надеемся, что все задуманное и в плане машиностроения тоже будет реализовано. Местные органы власти поддерживали и будут поддерживать предприятия любой формы собственности в реализации их полезных для города и страны инициатив.
begunova@sb.by