Тема эта сегодня вызывает много дискуссий: должен ли дорожный сбор быть привязан к ТО? Однозначного ответа на вопрос пока нет. Между тем процесс совершенствования самой процедуры технического осмотра машин идет постоянно. Что нового появилось в этом году и какие перемены планируются? Об этом беседа с директором УП «Белтехосмотр» Юрием Ленчевским.
— Указом Президента № 492, подписанным в минувшем декабре, введен новый перечень документов, необходимых для проведения гостехосмотра и административной процедуры на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Так какие документы сейчас надо представлять?
— Водителю не требуется представлять работнику диагностической станции талон к водительскому удостоверению, а также разрешение органа связи на право использования радиочастотного спектра при эксплуатации радиоэлектронных средств. Это же касается и медицинской справки о состоянии здоровья, кроме случаев установления льгот по уплате госпошлины на выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.
С 1 апреля 2020-го физлицам для получения разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении не потребуется представлять сертификат о прохождениии гостехосмотра. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для получения разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении необходимо будет представлять сертификат о прохождении гостехосмотра и медицинскую справку о состоянии здоровья водителя до внесения сответствующих изменений в законодательство, регулирующее проведение административных процедур в отношении субъектов хозяйствования.
— Юрий Станиславович, в стране активно ведется цифровизация административных процедур, создание электронного документооборота, систем информационной безопасности. Что на вашем предприятии делается в этом направлении?
— Теперь создаются электронные паспорта на автомобили, идет уход от бумажных носителей. В ближайшем будущем планируем осуществлять выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в электронном виде. В обычном QR-коде будет «зашита» информация о пройденном гостехосмотре. Предложения уже направлены в Минтранс. Обычная наклейка на стекло о прохождении гостехосмотра — вчерашний день.
После доработки сайта предприятия в «Личном кабинете» можно будет ознакомиться с историей своего автомобиля, записаться на гостехосмотр, осуществить оплату услуг, совершить другие действия.
— Каждый год количество легковых автомобилей, проходящих гостехосмотр, снижается. И это связано, скорее всего, с одновременной уплатой с автомобиля сбора за участие в дорожном движении и прохождением техосмотра.
— За минувший год нами выдано разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении на 7,2 процента меньше, чем в 2018-м. Падение объемов подобных разрешений началось не вчера и связано с введением в 2014 году государственной пошлины за выдачу разрешений на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, а также с ее увеличением в 2016-м в среднем на 1—3 базовые величины.
Мы предполагаем, что гостехосмотр в наше время проходят не более 50 процентов транспортных средств, участвующих в дорожном движении. Решение вопроса по отвязке госпошлины от прохождения гостехосмотра помогло бы вернуть автовладельцев на станции диагностики при осуществлении действенного контроля со стороны ряда госорганов. На дорогах эту функцию должны выполнять сотрудники ГАИ, при пересечении границы — погранкомитета и т. д. Меня удивляет, что литовские пограничники разворачивают белорусских автовладельцев, не прошедших техосмотр, а нашим нет до этого дела. А вообще, у нас есть свое предложение по решению данной проблемы. Мы считаем, что нужно отвязать административную процедуру по выдаче разрешения на участие в дорожном движении от прохождения техосмотра и организовать ее в электронном виде с выдачей разрешения на полгода либо один год с обязательной уплатой госпошлины. Таким образом, за автомобили моложе 10 лет не придется платить за два года вперед, а за автомобили такси не нужно будет уплачивать пошлину два раза в год. При этом административная ответственность должна наступать именно за отсутствие пройденного техосмотра, где стоимость ТО сопоставима с размером штрафа, а за несвоевременную уплату госпошлины необходимо взимать ее в двойном размере без привлечения к административной ответственности.
— Когда, на ваш взгляд, может быть произведена отвязка гостехосмотра от уплаты дорожного сбора? Особенно эта ситуация нынче волнует пенсионеров-водителей, которые пользуются личным транспортом несколько месяцев в году.
— Надеюсь, это произойдет в текущем году. Главное, чтобы уплата этого налога никак не повлияла на прохождение водителями планового гостехосмотра как главного условия для обеспечения безопасности дорожного движения. Варианты могут быть разными, это можно возложить на страховые компании при заключении договора обязательного страхования, как это сделано в Росиии, либо на налоговые органы, по примеру Германии, где просто уплачивается налог на автомобиль, также как налог на землю и недвижимость. Его можно уплачивать в течение года, что, безусловно, легче, чем осуществлять разовый платеж. К тому же это помогло бы очистить информационную базу ГАИ от автомобилей, давно не участвующих в дорожном движении, но до сих пор не снятых с учета. Возможен вариант, который предлагаем мы. При этом контрольные функции государства должны быть значительно усилены различными органами по всем направлениям.
Моя позиция остается однозначной: госпошлина не должна быть никоим образом связана с процедурой гостехосмотра. Необходим комплекс мероприятий не только стимулирующих, но и контролирующих.
— Есть ли сегодня статистика по аварийности автомобилей, которые в установленном законом порядке не прошли гостехосмотр?
— Таких данных у нас нет. Статистикой ДТП занимается Госавтоинспекция, и во главу угла ставится тяжесть последствий таких ДТП — дорожно-транспортные происшествия по причине неисправности автомобиля без пострадавших в статистику не попадают.
На наш взгляд, необходимо уделять больше внимания техническому состоянию транспортных средств, так как это отражается на безопасности всех участников дорожного движения. Что касается нашей статистики, то в 2019 году диагностическими станциями было проведено более миллиона проверок технического состояния легковых автомобилей — свыше 25 процентов их диагностических карт было отмечено вердиктом «не соответствует». Если говорить о причинах неисправностей автомашин, то это проблемы тормозной системы (8,2 процента от общего количества проверок), неисправности световых приборов (5,9 процента), проблемы с двигателем, элементами ходовой части, кузовом (кабиной), элементами комплектации транспортного средства (около 2 процентов по каждому из нарушений). Хочу сразу сказать, что необходимо проверять именно техническое состояние автомобиля, а не наличие в нем аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки. Эти требования перекочевали к нам из Правил дорожного движения и никак не отражаются на исправности автомобиля. К тому же, насколько известно, появился своеобразный бизнес по сдаче в аренду данного комплекта для прохождения гостехосмотра.