За 7 месяцев этого года ГАИ зафиксировала 3 ДТП с участием диких животных

Тише едь: на дороге медведь

Такого у нас еще не бывало! В 4 утра 28 августа сотрудники Белыничской ГАИ на проезжей части магистрали Минск — Могилев вблизи деревни Корытница обнаружили тушу сбитого медведя. Неудивительно, что новость мгновенно облетела белорусские СМИ. В иных широтах событие, возможно, не произвело бы такого впечатления. На дорогах Камчатки и Курил, например, встреча с косолапыми — дело обычное. Там водители их подкармливают и даже делают селфи. На Аляске и в некоторых других американских штатах медведи регулярно «чистят» мусорные контейнеры, наведываются даже в дома и магазины — видеосвидетельств тоже предостаточно. Но чтобы у нас медведи разгуливали по дорогам!.. Что ж, будем привыкать и, что более важно, делать выводы. Событие при всей его экзотичности имеет правовые последствия, которые следует понимать. Тише едь: на дороге медведь.

Фото flashsiberia.com

Подробностей к настоящему времени немного. В Следственном комитете корреспонденту «СБ» лишь сообщили, что уголовное дело еще не возбуждено: в Белыничском РОВД идет доследственная проверка. В УВД Могилевского облисполкома информацию дополнили: проводятся оперативные разыскные мероприятия для поиска совершившего наезд автомобиля и установления личности водителя. Иначе говоря, пока они неизвестны.

Не порадовали подробностями в БООР: с 2014 года общество не ведет учет краснокнижных животных, одним из которых является медведь. В Белыничском районе общество к тому же даже не имеет своего хозяйства. Но заместитель председателя БООР Анатолий Моложавский процитировал норму закона: даже при обнаружении в охотничьих угодьях или на дороге раненого, травмированного, больного или погибшего животного следует немедленно сообщить об этом в МВД, МЧС, природоохранную инспекцию. Значит, как минимум одно нарушение закона в случае с медведем уже налицо.

Ответственность водителя несколько конкретизировала старший научный сотрудник НПЦ по биоресурсам Академии наук Анна Сидорович: «Если водитель сбил животное умышленно (а такое случается), это приравнивается к браконьерству и подпадает под статью Уголовного кодекса «Незаконная охота». Если сбил случайно, ответственность будет зависеть от нескольких обстоятельств и действий водителя: был ли на дороге установлен знак «Дикие животные», сообщил ли водитель о происшествии или скрылся».

Правила исчисления нанесенного природе ущерба определяются Указом Президента от 2013 года № 551. Если стоимость животного менее 10 базовых величин, то виновный ответит по нормам административного кодекса, если более — уголовного. Между прочим, стоимость сбитого медведя собеседница оценила в 400 базовых величин. Иначе говоря, отнюдь не выглядят фантастическими цифры, которые назвал начальник Могилевской межрайинспекции охраны животного и растительного мира Дмитрий Мельников: «Если докажут умысел, водитель, сбивший медведя под Белыничами, заплатит 27 600 рублей».

Но даже если и не докажут, водитель все равно будет признан виновным в ДТП — это следует из разъяснений старшего инспектора УГАИ МВД Александра Бруя.

Но как же так?

Фото  www.tonisha.net

Множество водителей видели переходящих дорогу животных, некоторые были свидетелями столкновений с ними автомобилей, а кто–то и непосредственным их участником. Любой шофер подтвердит: никто в здравом уме не станет умышленно «давить» животное на скорости, рискуя не только дорогостоящим автомобилем, но и здоровьем, жизнью, своей и пассажиров.

И тем не менее... Александр Бруй цитирует нормы, которые каждый садящийся за руль обязан знать: скорость следует выбирать с учетом дорожной обстановки, погодных и прочих условий, чтобы предвидеть опасность и успеть среагировать, предотвратить столкновение. Если водитель все же сбил медведя, значит, не учел, не предвидел, не среагировал. Виновен! На мои возражения майор милиции реагирует вопросом: «А если бы на месте медведя был человек? Тоже в темноте, без светоотражающих элементов, также неожиданно вышедший на дорогу?»

Собеседник замечает: скрывшись, водитель серьезно усугубил свою вину и может, помимо прочего, лишиться водительского удостоверения. Поступить следовало так. Ни в коем случае не уезжать с места ДТП, выставить знак аварийной остановки, вызвать представителей ГАИ и дождаться их. Желательно также сообщить в МЧС, природоохранную инспекцию и владельцу охотничьих угодий. Но это, в конце концов, может сделать инспектор дорожной милиции.

Резюме будет простым. Следует не роптать на закон, а исполнять его. Предвидеть опасности на дороге, учитывать всевозможные факторы — чтобы потом не кусать себе локти. При этом учитывать цифры, которые привел мне заместитель председателя БООР Анатолий Моложавский. Реализация специальной госпрограммы позволила за несколько лет увеличить численность лося в стране вдвое, оленя в 2,5 раза. При этом их поголовье составляет лишь 75 процентов от оптимального количества. То есть зверя в лесах — и на дорогах! — будет еще больше. Тем не менее за 7 месяцев этого года ГАИ зафиксировала лишь 3 ДТП с участием диких животных, в которых так или иначе пострадали люди. За весь прошлый год их было всего два. Ждем итогов расследования ДТП с медведем, которое, будем надеяться, даст ответы на все обстоятельства этого необычного происшествия.

ponomarev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter